Африканский национальный конгресс (АНК) находится на пороге серьезнейшего кризиса в своей истории после прихода к власти в ЮАР в 1994 г.
На прошедших в мае 2019 г. парламентских выборах АНК набрал всего 57,5% голосов, установив таким образом исторический антирекорд. За 25 лет, прошедших с момента падения режима апартеида, уровень электоральной поддержки партии никогда не достигал столь низких значений.
Новое лицо и старые грехи
Последнее само по себе свидетельствует о том, что АНК не оправился от имиджевого урона, связанного с отставкой экс-президента Джейкоба Зумы, обвиненного в коррупции. Назначение на пост председателя АНК Сирила Рамафосы не помогло должным образом поправить образ правящей партии. Справедливости ради стоит отметить, что связанные с этим надежды изначально не имели под собой прочного фундамента. Для зарубежной аудитории Рамафоса – борец с апартеидом, в прошлом — профсоюзный лидер, успешный бизнесмен, один из разработчиков Конституции ЮАР и «архитектор современной Южной Африки» (по выражению Нельсона Манделы). Однако внутри государства имидж нового президента имеет множество негативных черт.

Сирил Рамафоса
Свою политическую карьеры Рамафоса начинал как борец за права шахтеров. Однако в настоящее время он сам тесно связан с горнодобывающей отраслью. Посредством своего инвестиционного холдинга он контролирует доли в компаниях Assor и Glencore. Супруга президента Рамафосы — сестра миллиардера Патриса Мотцепе, основателя African Rainbow Minerals (доход компании на 2017 г. – $9,6 млрд) и члена совета директоров Harmony Gold ($17,4 млрд).
И именно на Рамафосу в общественном мнении ЮАР возлагается ответственность за расстрел бастующих шахтеров на платиновом руднике в Марикане в 2012 г. Рамафоса входил в руководство компании, владевшей рудником. Достоверно известно, что он посредством своих политических связей добивался увеличения количества полиции в зоне забастовки. Также Рамафоса настаивал на том, что происходящее должно рассматриваться как уголовное преступление, а не трудовой конфликт.
Личное состояние Рамафосы составляет около $450 млн. И это также накладывает отпечаток на восприятие фигуры нового лидера АНК в общественном мнении. ЮАР – один из мировых лидеров в плане экономического неравенства населения. На долю 10% наиболее богатых домохозяйств приходится более 50% всех доходов. В то же время 10% наиболее бедных домохозяйств располагают всего 1,2% от общенационального дохода. По значению коэффициента Джини, отображающего неравенство в распределении доходов домохозяйств, ЮАР занимает 2-е место в мире. Вполне понятно, что значительная часть населения испытывает «классовую ненависть» к бывшему профсоюзному лидеру Рамафосе, ставшему крупным бизнесменом.
Ситуацию усугубляет память о причастности нового президента к работе государственной комиссии Black Economic Empowerment, которую он возглавил в 1999 г. Задачей этого органа было устранение неравенства между расовыми группами путем предоставления разнообразных экономических преференций темнокожим гражданам. С одной стороны, это программа на практике способствовала дискриминации африканеров и «утечке мозгов из страны». С другой стороны, многие темнокожие лидеры общественного мнения обвиняют власти в том, что программа использовалась преимущественно для поддержки узкого круга лиц, аффилированных с руководством комиссии и иными крупными чиновниками. Если проводить аналогии, многие граждане ЮАР восприняли данную программу также, как россияне залоговые аукционы 1990-х гг.
Наконец, нельзя забывать об обвинениях, которые выдвинул против Рамафосы в 2001 г. Табо Мбеки, занимавшим тогда пост президента ЮАР. Нынешнего главу АНК вместе с группой соратников обвинили в попытке организации заговора с целью свержения и убийства президента. Тогда Рамафосу во многом спасла лишь поддержка со стороны Нельсона Манделы.
Дом, разделившийся в себе
Положение партии усугубляет наличие серьезных внутренних конфликтов. В частности, поводом для конфронтации внутри АНК стал вопрос о возможности изменения процентных ставок Южно-Африканским резервным банком. Часть представителей АНК призывает принудить банк, неподконтрольный напрямую государству, к снижению ставок ради придания импульса развитию экономики. Заставить Центробанк повысить ставки планируется законодательно, путем включения в перечень его функций обеспечения экономического роста и увеличения занятости. Сторонники расширения функций Центробанка также настаивают на необходимости проведения правительством политики количественного смягчения. К числу сторонников данной точки зрения относится в том числе генеральный секретарь АНК Эйс Магашуле.
Однако их однопартийцы, демонстрирующие лояльность лично Сирилу Рамафосе, выступили против этого шага. В качестве основного аргумента против снижения ставок и перехода к политике количественного смягчения были приведены опасения относительно роста инфляции. 6 июня свою позицию по вопросу о Центробанке публично высказал сам президент ЮАР. Он заявил, что функционал Южно-Африканского резервного банка будет сохранен в прежнем виде, а политику количественного смягчения Рамафоса охарактеризовал как не соответствующую условиям «черного континента». Против инициатив «левого» крыла в АНК также выступил главе подкомитета партии по экономическим преобразованиям Енох Годонгвана.
Преддефолтные госмонополии
Положение АНК серьезно осложняет угроза банкротства государственных инфраструктурных компаний. Наиболее ярко это проявляется в случае авиаперевозчика South African Airways и энергетической монополии Eskom. В последнем случае вопрос о положении дел в компании имеет особое значение. Объем долгов Eskom достиг планки в $30 млрд., что в начале 2019 г. привело к масштабным отключениям электроэнергии в жилых районах, на шахтах и промышленных предприятиях. С воздействием этого фактора многие аналитики связывают сокращение ВВП ЮАР на 3,2% в первом квартале 2019 г. Изначально власти планировали выделить на спасение компании $5 млрд. в течение ближайших 3 лет, однако уже сейчас обсуждается вопрос о двукратном увеличении первого транша для Eskom. Использование бюджетных средств для поддержки госкомпаний, текущее состояние которых многие связывают с коррупцией и непрофессионализмом руководства, провоцирует новые вспышки недовольства среди населения.
Антикоррупционные инициативы под вопросом
Поводом для недовольства служит и работа антикоррупционной комиссии внутри АНК. Последняя заявила об отсутствии фактов, подтверждающих обвинения в адрес Дэвида Мабузы – заместителя президента ЮАР и заместителя председателя АНК. СМИ и гражданские активисты возлагают на Мабузу ответственность не только за широкомасштабную коррупцию, но и за организацию около 20 политических убийств. Вне зависимости от того, виновен ли реально политик, необходимо понимать, что у общественности уже была сформирована точка зрения по данному вопросу. И потому решение комиссии вызвало волну разочарования среди многих избирателей, поверивших в обещание Рамафосы очистить партию от коррупционеров.
Невыполнимые обещания
Вопросы возникают и относительно выполнения АНК прочих предвыборных обещаний. Правящая партия гарантировала в случае своей победы создать систему всеобщего медицинского страхования, зафиксировать законодательно минимальный размер оплаты труда, прекратить приватизацию государственной собственности и провести безвозмездную конфискацию земель белых фермеров. В условиях текущей экономической конъюнктуры реализация этих обещаний крайне затруднительна. Отказ от их выполнения на фоне высокого уровня недовольства правящей властью неизбежно приведет к росту разочарования в АНК и снижению уровня ее поддержки.
Перспективы «цветной революции»
В свете последних событий возрастает риск иностранного вмешательства в дела ЮАР, в том числе в наиболее открытой и грубой форме.
Условия для организации «цветной революции» в Южной Африке более чем благоприятны. Как было отмечено выше, страна является одним из мировых лидеров по распределению доходов домохозяйств. На 1 тыс. жителей в стране нельзя найти и 1 врача. При этом 18,8% граждан больны СПИДом или ВИЧ, во многом по вине лидеров правящей партии. Так, президент Табо Мбеки, возглавлявший государство в 1999–2008 гг., официально отрицал вирусную природу СПИДа. В период его правления власти ЮАР активно противодействовали распространению антиретровирусных лекарств в рамках кампании по борьбе с «западной медициной», что в итоге привело к существенному росту смертности. Официальный уровень безработицы составляет 27% от трудоспособного населения. Среди молодежи этот показатель достигает 53,4%. Одновременно ЮАР обладает наиболее развитой инфраструктурой Интернет-коммуникации в регионе. По данным за июль 2016 г., доступ к Всемирной Паутине имели 54% населения.
В то же время мы наблюдаем раскол внутри правящей элиты. Это достаточно четко проявилось во время кризиса, приведшего к отставке бывшего президента Джейкоба Зумы. И последние события подтверждают, что противоречия между фракциями внутри партии носят достаточно острый характер.
Роль сдерживающего фактора играют конфликты внутри оппозиции, но в случае появления серьезных перспектив падения власти АНК все конфронтации могут быть легко «заморожены» ради достижения общей цели.
Все это превращает ЮАР в достаточно уязвимый объект для атаки. Однако в настоящее время мы наблюдаем, что интерес западных НКО и неправительственных организаций к ЮАР сравнительно невысок. В фокусе их усилий находятся страны Магриба, Зимбабве, Кения, Нигер, Эфиопия, Нигерия, Судан, Кот-д’Ивуар и Чад. Впрочем, в случае возникновения у государств Запада заинтересованности в смене власти в ЮАР задача организации «цветной революции» не потребует вложения существенных ресурсов.
Ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей Николай Пономарев