После падения режима апартеида межгосударственные отношения ЮАР и США имели нестабильный характер: от дружественных до негативно-нейтральных.
Во время президентства Табо Мбеки (1999-2008 гг.) отношения были напряженными из-за сочетания паранойи АНК вокруг предполагаемой деятельности ЦРУ на территории ЮАР. Кроме этого, президент Мбеки отрицал существование СПИДа, а США, в свою очередь, вели активную политику по профилактике данного заболевания. Войны администрации Буша в Афганистане и Ираке, а также инициатива PEPFAR- President’s Emergency Plan For AIDS Relief — чрезвычайный план президента (США) по борьбе со СПИДом, которая противоречила взглядам Мбеки, послужили ухудшению межгосударственных и межэлитных взаимоотношений до тех пор, пока президент Мбеки не покинул пост в 2008 году.
До 2008 года Соединенные Штаты официально считали Нельсона Манделу террористом, однако 5 июля 2008 года Мандела вместе с другими членами АНК, включая часть руководства АНК, были исключены из списка террористов США. Гарри Шварц, который был послом ЮАР в Соединенных Штатах во время перехода к представительной демократии (1991–1994 гг.), считается одним из ведущих участников процесса восстановления отношений между двумя странами.
Питер Фабрициус охарактеризовал Шварца как «спроектировавшего состояние отношений между США и Южной Африкой лучше, чем когда-либо». Во время пребывания Шварца в США он вел переговоры об отмене санкций против Южной Африки, обеспечил Пакет помощи в размере $600 млн. от президента Билла Клинтона, а также стал организатором состоявшегося в октябре 1994 года государственного визита президента Манделы в США.
28 января 2009 года вновь избранный президент США Барак Обама одному из первых позвонил своему коллеге Кгалеме Мотланте. Южная Африка сыграла роль в урегулировании политического кризиса в Зимбабве. Обама выразил признательность ЮАР за то, что она сыграла «ключевую роль» в урегулировании зимбабвийского кризиса, и заявил, что с нетерпением ожидает сотрудничества с президентом Мотланте для решения глобальных финансовых вопросов на лондонском саммите G-20 в 2009 году.
Избрание Обамы наряду с уходом Мбеки из офиса, а также принятие Закона о росте и возможностях в Африке (AGOA) с ЮАР в качестве ключевого бенефициара значительно улучшили отношения Южной Африки с Соединенными Штатами. С 2014 года отношения между ЮАР и США, в годы Зума — Обама, как считается, не были такими тесными, как это было в годы Манделы — Клинтона, но значительно улучшились со времен Мбеки — Буша.
Во время правления администрации Дональда Трампа отношения между двумя странами охладели из-за заявлений президента США относительно земельной реформы в ЮАР и признания её в качестве одной из десяти стран с «худшим рекордом» поддержки позиций США в ООН. Публикация списка сопровождалась заявлением о том, что администрация Трампа рассматривает возможность прекращения американской помощи перечисленным странам.
Инструменты влияния AGOA
Одним из важнейших инструментов влияние на ЮАР как регионального лидера на всю Африку ниже Сахары является AGOA (African Growth and Opportunity Act) — Акт о росте и возможностях Африки (Раздел I, Закон о торговле и развитии 2000 года; PL 106–200). Он представляет собой законодательный акт, который был одобрен Конгрессом США в мае 2000 года. Декларируемая цель — оказать помощь экономике стран Африки к югу от Сахары и улучшить экономические отношения между Соединенными Штатами и регионом. После завершения первоначального 15-летнего срока действия законодательство AGOA было продлено с 29 июня 2015 года еще на 10 лет, до 2025 года.
Роза Уитакер, которая была первым в истории помощником торгового представителя США (USTR) по Африке в администрациях президентов Джорджа Буша и Уильяма Дж. Клинтона (Билла Клинтона), взяла на себя окончательное руководство по разработке и реализации AGOA. В этом процессе приняли активное участие Пол Спек из Института окружающей среды и энергетики, а также законодатели, в том числе конгрессмен Джим Макдермотт (бывший медицинский сотрудник дипломатической службы, базирующейся в Заире) и сенатор Джон Керри, будущий кандидат в президенты и Государственный секретарь США.
AGOA подписан президентом Клинтоном в мае 2000 года. Законодательство было пересмотрено в 2015 году и обновлено. Пересмотры облегчили получение права на участие в нем стран Африки.
Законодательство уполномочило президента США определять, какие африканские страны к югу от Сахары будут иметь право на AGOA на ежегодной основе. Критерии приемлемости заключались в улучшении трудовых прав и движении к рыночной экономике. Каждый год Президент оценивает страны Африки к югу от Сахары и определяет, какие страны должны оставаться приемлемыми.
AGOA предоставляет торговые преференции для квот и беспошлинного ввоза в Соединенные Штаты определенных товаров, расширяя преимущества в рамках программы Общей системы преференций (GSP). В частности, AGOA расширило доступ на рынки для текстильных и швейных товаров в Соединенные Штаты для соответствующих критериям стран, хотя многие другие товары также попали в данный перечень. Это привело к росту швейной промышленности в южной части Африки и созданию сотен тысяч рабочих мест. Тем не менее, отмена режима мировых квот и либерализация торговли текстилем и одеждой в январе 2005 года свела все успехи к нулю из-за усиления конкуренции со стороны развивающихся стран за пределами Африки, в частности, Китая. Наибольшее количество заводов закрылись в Лесото, где произошел основной рост.
AGOA привел к ограниченным успехам в некоторых странах. В дополнение к росту в текстильной и швейной промышленности, некоторые страны AGOA начали экспортировать в США автомобильные компоненты и сталь. В тоже время Нигерия, ЮАР и Ангола являются крупнейшими экспортерами в рамках AGOA. ЮАР в рамках Акта имеет наибольшей ассортиментный перечень товаров, кроме этого, практически вся торговля в регионе идет через логистические хабы страны. Для некоторых стран, включая Лесото, Свазиленд, Кению и Мадагаскар, AGOA остается критически важным.
Правительство США оказывает техническую помощь странам, имеющим право на участие в AGOA, чтобы помочь им извлечь выгоду из Акта, через Агентство США по международному развитию (USAID) и другие агентства. С этой целью правительство США учредило три региональных торговых центра в Африке: в Аккре – Гана, в Ботсване — Габороне, и Найроби в Кении.
Важно отметить, что данный Акт является своего рода «планом Маршала» 21 века — AGOA содержит пункт, требующий от участвующих африканских стран не выступать против внешней политики США.
AGOA находится в противоречии с правилами ВТО. Кроме того, оно рассматривается как одностороннее соглашение, поскольку в его подготовке было мало участия африканских стран.
AGOA также подверглась критике за то, что «доминирующее положение занимают нефть и сырье». После вступления в силу AGOA «экспорт увеличился более чем на 500 процентов, с примерно $8,2 млрд. до $54 млрд. в 2011 году.
Учитывая лидирующее положение ЮАР в регионе и вовлеченность ее в экономические процессы Юга Африки, можно сказать, что AGOA является важным инструментом давления на ЮАР со стороны США.
PEPFAR
The President’s Emergency Plan For AIDS Relief (PEPFAR) — Чрезвычайный план президента (США) по борьбе со СПИДОМ — является правительственной инициативой Соединенных Штатов, направленной на борьбу с глобальной эпидемией ВИЧ / СПИДа и помощь в спасении жизней тех, кто страдает от этой болезни. Созданный президентом США Джорджем Бушем-младшим в 2003 году, PEPFAR с момента своего появления выделил более $80 млрд. совокупного финансирования для лечения, профилактики и исследований ВИЧ/СПИДа, что делает его крупнейшей глобальной программой здравоохранения, ориентированной на одну болезнь.
Данная программа направленна в основном на 15 «стержневых стран»: Ботсвана, Вьетнам, Кот-д’Ивуар, Эфиопия, Гайана, Гаити, Кения, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Руанда, Замбия, Танзания, Уганда, и Южная Африка.
Данная программа, по мнению многих людей, ставит основной задачей не профилактику и лечение СПИДа, а навязывание «западных» моральных ценностей. Организации, желающие получать деньги в рамках PEPFAR, приносят своего рода «клятву верности, в которой они присягают на верность заокеанскому хозяину. Именно таким образом США проникает в умы людей из деревень и тауншипов ЮАР, где уровень зараженности ВИЧ/СПИД высок, а образования низок.
Кроме этого, PEPFAR подрывает системы здравоохранения в странах, где реализуется данная программа, так как предоставляет своим сотрудникам существенно более высокие зарплаты, а также такие льготы, как субсидии на жилье и образование, что привело к оттоку квалифицированных кадров из обычных поликлиник в центры при PEPFAR. Данный процесс негативно отразился на системе здравоохранения в ЮАР: с каждым годом в больницах растут очереди, а количество квалифицированных врачей снижается.