26 августа в Биаррице (Франция) завершился саммит G7. В число приоритетных тем, обсуждавшихся главами «семерки», ожидаемо вошла ситуация в Африке. Особую обеспокоенность вызвала ситуация в регионе Сахеля – тропической зоне, простирающейся между Сахарой и районом саванн. На территории Сахеля располагается сразу 11 государств – Сенегал, Мавритания, Мали, Алжир, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Чад, Судан, Южный Судан и Эритрея. Опасения лидеров G7 относительно будущего региона связаны преимущественно с распространением в Сахеле радикального исламизма и терроризма. Главы Германии и Франции выступили с инициативой расширения программы борьбы с терроризмом в Сахеле, пообещав выделить дополнительные средства на организацию антитеррористических мероприятий в регионе. При этом, как подчеркнула Ангела Меркель, речь не идет об отправке в страны Сахеля дополнительных воинских контингентов (в Мали, в частности, уже находятся 200 солдат и офицеров из Германии). Берлин и Париж предложили расширить масштабы помощи государствам Сахеля в рамках подготовки военных и силовиков (на территории Африки), увеличив поставки оружия и снаряжения и число советников.
Прочие лидеры G7 одобрили это предложение, закрепив его в рамках «Плана действий Сахельского партнерства». В данном документе было прописано решение членов G7 выступить в поддержку «Партнерства во имя безопасности и стабильности Сахеля». Последнее представляет собой совместную программу «Большой пятерки Сахеля» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад) и ЕС. За последние 5 лет Евросоюз выделил уже 147 млн. евро на создание т.н. «Сахельских Коллективных Сил». Только в 2018 г. миссия ЕС в Нигере подготовила 2,5 тыс. силовиков и передала в их распоряжение оборудование общей стоимостью 4,9 млн. евро. За тот же период в Мали инструкторы из Европы подготовили 4 тыс. военнослужащих.
Это можно было бы только приветствовать, если бы не были столь свежи воспоминания о скандалах, связанных с береговой охраной Ливии. Напомним, что ЕС финансирует «береговую охрану» Ливии в обмен на «услуги» по поимке мигрантов, пытающихся проникнуть в Европу. Помощь ливийской стороне оказывается даже не смотря на то, что «береговая охрана» неоднократно захватывала в нейтральных водах суда, не имеющие отношения к траффику мигрантов (жертвами пиратов стали в том числе российские моряки). Помимо того, европейские и американские СМИ неоднократно публиковали материалы, подтверждающие причастность «береговой охраны» к работорговле и пыткам захваченных мигрантов.
Ливийский опыт показывает, что руководство Евросоюза, когда речь заходит о подготовке или прямой материальной поддержке вооруженных формирований зарубежом, крайне неразборчиво в средствах. Весьма возможно, что лидеров ЕС мало заботит судьба «условных террористов», которым предстоит столкнуться с обученными и экипированными европейцами силовиками. Приоритет имеет лишь защита интересов «демократических государств» в регионе.
Если рассматривать опыт западных государств в деле поддержки зарубежных вооруженных формирований в целом, эти сомнения лишь усиливаются. Можно допустить, что лидеры США не предполагали о том, к чему приведут разработанные ими программы борьбы с партизанами-коммунистами в Колумбии, однако в итоге эта страна буквально оказалась в заложниках у банд «парамилитарес».
Большие сомнения вызывает и то, в чьи руки в итоге уйдет направленная странам Сахеля помощь. В августе 2011 г. комиссия под руководством Дэвида Петрэуса выяснила, что лишь за счет транспортных контрактов движение «Талибан» получило, благодаря коррупционным схемам, $360 млн. из бюджета США. Используемые Германией и Францией форматы материальной помощи мало отличаются от схемы американских поставок в Афганистан, в силу чего можно с высокой долей вероятности ожидать повторения на земле Африки того же коррупционного сценария.
Также вызывает вопросы обеспокоенность G7 ситуацией в Чаде. Совсем недавно обстановка в этой стране была дестабилизирована в результате создания при прямой поддержке американских дипломатов оппозиционной «Партии Перемен». Очевидно, что членов G7 беспокоят отнюдь не усилия оппозиции по дестабилизации ситуации в Чаде, а попытки властей противодействовать этому.
Нельзя не отметить и откровенное лицемерие глав стран «семерки» при оценке факторов, дестабилизирующих ситуацию в регионе. Начиная с декабря 2018 г. государства G7 активно вмешиваются в кризис в Судане – одной из ключевых стран Сахеля. Однако их деятельность направлена скорее на разжигание конфликта, чем на его урегулирование. Ответственность за многочисленные жертвы этого кризиса лежит не на террористах исламского толка, а в том числе – на государствах Запада, поддерживающих различные сепаратистские и экстремистские группировки в штатах Голубой Нил, Красное море и Южный Кордофан, в том числе – вооруженные. Не случайно власти Судана увязывают охватившие недавно штат Красное море беспорядки «на этнической почве» именно с иностранным вмешательством. В апреле – мае 2019 г. представители посольств США, Великобритании, Нидерландов, Италии и Франции неоднократно посещали как лагеря протестующих, так и лидеров оппозиции. При этом официальному Хартуму неоднократно угрожали применением экономических и визовых санкций.
В свете этого «План действий Сахельского партнерства» вызывает откровенное недоумение. С одной стороны, лидеры G7 призывают к стабилизации Сахеля. С другой стороны, они же делают все, чтобы усугубить политический кризис в Судане и подвести к порогу внутреннего конфликта Чад. Одновременно главы «семерки» охотно сотрудничают с «приватизировавшими власть» полевыми командирами в Ливии, само существование которых ставит под сомнение стабильность в странах Сахеля. Все это позволяет нам предположить, что мы наблюдаем не помощь странам региона со стороны G7, а искусно замаскированное вмешательство в их дела во имя интересов «семерки».