Первое заседание Африканского дискуссионного клуба состоялось 13 июня в пресс-центре ИА «Общественная служба новостей». Организатором мероприятия выступил Фонд защиты национальных ценностей (ФЗНЦ).
Темой первого заседания стала ситуация в Судане. С декабря 2018 г. в этой африканской стране продолжаются беспорядки, ставшие причиной отставки главы государства Омара аль-Башира. На время переходного периода власть в Судане в свои руки взял совет, сформированный представителями Вооруженных Сил.
В центре дискуссии оказались такие вопросы, как:
— причины возникновения политического кризиса;
— вмешательство зарубежных государств во внутренние дела Судана;
— социально-экономическое положение граждан республики;
— сотрудничество Судана с Россией и перспективы его развития.
Важно подчеркнуть, что Африканский дискуссионный клуб стал одной из немногих площадок, на которых может быть озвучена альтернативная точка зрения относительно последних событий в Судане. Абсолютное большинство мировых СМИ и экспертных площадок строго придерживаются единого мнения относительно происходящего, следуя в «фарватере» политического курса Вашингтона и Брюсселя. Африканский дискуссионный клуб дал возможность высказать свою позицию сторонникам иных точек зрения.
Роль модератора заседания на себя взял президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич. В число спикеров мероприятия вошли дипломаты, представители бизнеса и экспертного сообщества: посол Судана в России Надир Юсиф Эльтайеб Бабикер и заместитель главы миссии посольства Омер Эльфаруг Камил, британский политолог Клифтон Эллис, член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог Сергей Марков, член Попечительского совета ФЗНЦ Михаил Потёпкин, заведующий Центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН Сергей Костелянец, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. Широко были представлены и руководители бизнес структур. Так, в обсуждении темы участвовали генеральный директор «Биохиммаш» Максим Карташов, управляющий партнёр Business Systems Consult Владимир Бабиков и глава департамента внешней торговли Ionov Transcontinental Никита Комаров.

Президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич
Открывая заседание, Александр Малькевич ознакомил присутствующих с планами работы Африканского дискуссионного клуба на ближайшую перспективу. По словам президента ФЗНЦ, заседания клуба будут проводиться ежемесячно, каждый раз к дискуссии будут приглашаться не только российские политологи и журналисты, но и представители государств Африки на уровне послов и иных официальных лиц. На обсуждение Клуба будут выноситься темы, актуальные на глобальном и региональном уровнях. В обязательном порядке в каждом из случаев будет рассматриваться вопрос о вмешательстве в дела африканских государств внешних сил.
Посол Судана Бабикер Надир Юсиф Эльтайеб коснулся в своем выступлении сразу нескольких тем. Во-первых, он обратился к вопросу освещения положения дел в Судане в российских СМИ. Посол с сожалением отметил, что чаще всего информация о происходящем поступает российским журналистам от третьих лиц, а сведения о ситуации в Судане зачастую носят отрывочный характер. Пресса пишет о ситуации в африканской республике эпизодически, поэтому аудитория СМИ лишена доступа к целостной картине происходящего. В качестве приятного исключения из этого правила посол упомянул публикации ФЗНЦ.

Посол Судана в России Надир Юсиф Эльтайеб Бабикер
Во-вторых, Посол положительно отозвался о динамике развития контактов между Россией и Суданом за последние 5 лет, в особенности в сфере экономики: товарооборот между двумя государствами вырос за этот период в 3 раза. Надир Юсиф Эльтайеб Бабикер отметил, что руководство Судана рассчитывает, что в 2019 год станет особым в отношениях Москвы и Хартума. Большие ожидания связаны с саммитом «Россия — Африка», который должен пройти в Сочи в октябре 2019 г. Когда кандидат политологических наук Сергей Костелянец спросил господина Посла о том, считает ли он возможным придание российско-суданскому партнерству стратегического характера, посол уверенно отметил, что это вполне возможно уже в обозримой перспективе.
В-третьих, Посол в общих чертах описал политическую ситуацию в Судане на сегодняшний день. В качестве первопричины начала протестных выступлений в декабре 2018 г. были названы рост цен на хлеб и топливо, а также недовольство граждан уровнем коррупции. Приход военных к власти в апреле 2019 г. не был государственным переворотом, подчеркнул посол. По его словам, армия фактически встала на сторону народа, положив начало новому этапу в развитии государственности Судана. Представители вооруженных сил намерены передать власть гражданским лицам и ведут переговоры с оппозицией, и вмешательство внешних сил лишь осложняет этот процесс, считает дипломат. Посол отрицательно отозвался о решении Африканского Союза приостановить членство Судана в организации.
Господин Надир Юсиф Эльтайеб Бабикер осудил действия западных дипломатов, напрямую поддерживающих участников протестов. Он отметил, что действия США и иных западных держав не просто подрывают государственность Судана, а мешают властям бороться с торговлей людьми и оружием, преступлениями на почве ненависти и иными нарушениями прав человека. По словам Посла, действия западных дипломатов продолжают нарушения суверенитета Судана с их стороны и мало отличаются от эпизодов иностранного вмешательства в дела Ливии и Ирака.

Британский политолог Клифтон Эллис
Британский политолог Клифтон Эллис отметил, что западные государства систематически нарушают суверенитет африканских стран. Цель США и европейских держав заключается в установлении контроля над ресурсами или политической властью государств «черного континента». Первоначально они добиваются ее при помощи различных элементов давления – санкций, эмбарго и запретов на доступ к финансовым рынкам. Если политические элиты не уступают под давлением, Запад начинает дестабилизировать ситуацию внутри государства. При этом одно государство легко может стать полем для противоборства сразу нескольких зарубежных держав.
Одним из главных инструментов в этой борьбе становятся зарегистрированные на Западе некоммерческие организации. Формально являясь независимыми структурами, они последовательно защищают интересы конкретных западных государств. В роли «ресурса влияния» государств Запада зачастую выступают даже институты ООН.
По крайней мере, отчасти ограничить вмешательство западных держав в дела Африки, по мнению эксперта, могла бы диверсификация рынков финансов и консалтинговых услуг. Достичь этого позволило бы расширение присутствия в Африке государств БРИКС – как в рамках блока, так и по отдельности.
С большим вниманием присутствующие выслушали выступление Михаила Потёпкина. Член Попечительского совета ФЗНЦ провел в Судане более 2,5 лет, консультируя местные элиты.
Обратившись к вопросу о причинах возникшего в республике кризиса, эксперт обратил внимание на влияние санкций со стороны США, масштабы «теневой экономики» в Судане, ситуацию с внешним долгом, составляющим около $50 млрд. В соответствии с местным законодательством, в стране действуют исключительно «исламские банки». Последние не могут брать процент по кредитам, заключать фьючерсные сделки или инвестировать в «греховные отрасли» (такие как производство алкоголя или табачных изделий). Российские политконсультанты давали президенту Омару аль-Баширу конкретные рекомендации относительно путей решения накопившихся проблем, однако бывший глава государства предпочел проигнорировать их. Вероятнее всего, его отказ был обусловлен позицией окружавших президента элит, не заинтересованных в каких-либо изменениях. Свержение аль-Башира нельзя назвать революцией, отметил эксперт. В Судане был реализован «классический африканский сценарий». Военные, не видя иной возможности предотвратить политический коллапс, сместили президента и взяли на себя ответственность за проведение реформ.

Член Попечительского совета Фонда защиты национальных ценностей Михаил Потёпкин
В числе внутренних акторов, чья деятельность способствовала разжиганию конфликта, политконсультант отметил группу бизнесменов, связанных с торговлей зерном и производством хлеба.
Большую роль в протестах играет местная молодежь. Для ее представителей участие в уличных беспорядках – источник «драйва», воздействие которого на молодое поколение суданцев распространяется и поддерживается за счет методов эмоционального заражения, пояснил эксперт. Повышенный эмоциональный фон также позволяет снизить степень критического восприятия молодых людей, создавая у них иллюзию, что участие в протестах есть выражение их политической воли. Михаил Потёпкин также отметил, что манипулирование молодежью облегчает то, что до начала кризиса в стране отсутствовала сеть неполитических организаций для подрастающего поколения, а молодежное крыло «Национального конгресса» (правящей партии) продемонстрировало свою полную несостоятельность.
Среди внешних сил, оказавших наибольшее влияние на конфликт, Михаил Потепкин выделил, с одной стороны, монархии Персидского залива (Саудовскую Аравию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), а с другой – западные державы (США, Великобритания, Франция). Политконсультант указал, что внутри этого круга государств лишь Саудовская Аравия и ОАЭ заинтересованы в стабилизации политической ситуации в Судане после свержения Омара аль-Башира. Их устраивает нормализация жизни в стране «по египетскому сценарию». Прочие «игроки» настроены на поддержку протестов. Катар, например, рассчитывает добиться таким образов усиления лояльного к Дохе движения «Братья-мусульмане» (в РФ данная организация признана террористической и официально запрещена).

Заместитель Посла Судана по экономическим вопросам Омер Эльфаруг Камил
В числе наиболее значимых «иностранных агентов» эксперт упомянул Суданскую ассоциацию профессионалов. По оценке эксперта, ее руководство в значительной степени состоит из эмигрантов. Они имеют в своем распоряжении существенные финансовые ресурсы и достаточно успешно реализуют в Судане классический сценарий «цветной революции».
Интерес западных держав к Судану, как пояснил Михаил Потёпкин, объясняется наличием целого комплекса факторов. Официальный Хартум активно сотрудничает с Москвой и Пекином. Его внешняя политика традиционно оставалось многовекторной и в большинстве аспектов независимой от США. Государства Запада также заинтересованы в установлении контроля над важным логистическим пунктом на территории республики: Порт-Судан играет большую роль в международной торговле. Помимо того, контроль над ситуацией в Судане позволяет влиять и на положение внутри соседних стран, в том числе Ливии, Египта и Центральноафриканской республики. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время американские компании не представлены на достаточно богатом рынке минерального сырья в Судане. Наконец, следует помнить и о политическом конфликте между США и Омаром аль-Баширом, возникшем в конце правления последнего.
Оценивая положение Переходного Военного совета, Михаил Потёпкин отметил, что на него оказывается серьезное давление извне. Так, было приостановлено членство Судана в Африканском Союзе. Имеют место попытки расширить полномочия миссии ООН в Дарфуре, распространив зону ее юрисдикции на весь Судан. (Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет о более чем 5 тыс. миротворцев, численность которых может быть увеличена до 15 тыс. человек).
Также политконсультант обратил внимание на манипуляции вокруг столкновений между протестующими и правоохранителями, которые произошли 3 июня. Западные СМИ начали распространять информацию о том, что в ходе стычек с силовиками погибли более 100 человек. Однако очевидцы событий подтверждают, что правоохранители не использовали боевое оружие в отношении участников «сидячей забастовки». В ходе столкновений применялись спецсредства, однако они не могли привести к гибели такого количества людей. Равным образом, отметил эксперт, игнорируется то, что как накануне столкновения, так и в ходе него имели место нападения на самих силовиков, а «лагерь» протестующих непосредственно примыкал к зоне трущоб, на территории которых власть фактически принадлежит вооруженным бандам. Именно попытки преступников, преследуемых полицией, укрыться среди протестующих и привели в итоге к конфликту. Примечательно, что организованная силовиками операция «Чистые улицы» была призвана, в том числе обезопасить «бастующих», неоднократно подвергавшихся нападениям бандитов из трущоб.

Заведующий Центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН Сергей Костелянец
Желающим подробно ознакомиться с ситуацией в Судане Александр Малькевич предложил обратиться к материалам доклада ФЗНЦ, частично опубликованным на сайте фонда.
Сергей Костелянец отметил проблему взаимозависимости между развитием Интернета и ростом потенциала для организации «цветных революций». В Судане, как и в соседнем Египте, уровень проникновение Глобальной Сети достиг 30% граждан. Последнее заметно облегчило организаторам и бенефициарам протестов задачи распространения информации, мобилизации своих сторонников и координации их действий. Во многих государствах региона уровень проникновения Интернета заметно ниже. И это снижает для их политического руководства риск возникновения очагов «цветных революций». Однако нужды развития экономики и социальной сферы требуют от местных элит содействия проникновению Интернета. В результате местный истеблишмент оказался перед сложным выбором.

Член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог Сергей Марков
Политолог Сергей Марков обратил внимание на потенциал Фонда защиты национальных ценностей и Африканского дискуссионного клуба с точки зрения наращивания «мягкой силы» России в регионе. По его словам, в своей экспансии в Африку США опираются одновременно на потенциал трансконтинентальных корпораций, военную мощь и «мягкую силу», воплощенную в популярной культуре и собственной системе ценностей. Китай рассчитывает только на огромные ресурсы своих компаний. Россия использует одновременно и свой оборонный потенциал, и ресурсы национальных корпораций. Появление у российской внешней политики третьей опоры в виде «мягкой силы» могло бы существенно укрепить позиции РФ на африканском континенте. И работа Африканского дискуссионного клуба создает благоприятные условия для реализации этого потенциала.
Подводя итоги заседания, его участники одобрили идею заместителя Посла Судана по экономическим вопросам Омера Эльфаруга Камила пригласить на последующие встречи посланников государств IGAD – Межправительственного органа по вопросам развития (The Intergovernmental Authority on Development). Последний представляет собой торгово-экономический блок, объединяющий 8 государств – Эфиопию, Джибути, Судан, Южный Судан, Сомали, Эритрею, Кению и Уганду.