- ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СУДАНЕ
В 1999–2008 гг. благодаря разработке крупных запасов нефти на юге Судана экономика республики стабильно росла. Однако в 2011 г. в результате отделения Южного Судана Хартум утратил 75% нефтедобывающих мощностей. В итоге экспортные доходы республики резко снизились. В 2010 г. инфляция в Судане составляла 13%, в 2011 г. – 18%, а в 2012 г. – уже 37,4%. Следствием этого стало существенное падение уровня жизни. До 2009 г. около 50% населения жило за чертой бедности. После начала кризиса бедным стало подавляющее большинство граждан.
В 2016–2017 гг. властям удалось временно стабилизировать экономику (инфляция составляла 17–18%).
Однако в 2018 г. национальная валюта обесценилась на 80%. В соответствии с рекомендациями МВФ власти отказались от выделения субсидий на пшеницу, электроэнергию и топливо. Цены на хлеб увеличились на 70%. Начала ощущаться нехватка основных товаров, что во многом и спровоцировало первые протесты в декабре 2018 г.
В настоящее время в экономике наблюдается дефицит иностранной валюты. Размер золотовалютных резервов Судана на 2017 г. составлял менее $200 млн.
Чтобы положить конец массовому изъятию со счетов долларов и евро, Центробанк ограничил передачу валюты частным банкам. Результатом этого стали появление огромных очередей к банкоматам и возникновение слухов о том, что банковские запасы расхищены коррупционерами.
Росту протестных настроений способствовала специфика демографической ситуации. Более 60% жителей Судана относятся к возрастной категории моложе 24 лет. Средний возраст гражданина республики – 18–19 лет. Уровень безработицы среди молодежи достигает, по разным оценкам, от 20 до 27%. При этом старшее поколение в большинстве случаев лишено возможности содержать молодых людей в качестве иждивенцев. Ежегодный прирост населения составляет около 3%.
В Судане имеет место нехватка питьевой воды, пахотных земель и пастбищ. Как следствие, возможности содержания населения за счет натуральной экономики весьма ограничены. Эту проблему усугубило отделение Южного Судана, на территории которого находилась большая часть пригодных для жизни земель. Последнее привело, в том числе к переселению значительной части жителей провинций в Хартум. Последние в массе своей либо маргинализировались, либо стали источником низкооплачиваемой рабочей силы. В итоге они образовали благоприятную социальную среду для начала протестов и массовых беспорядков.
Серьезные проблемы в экономике и социальной сфере породили около 1 млн. беженцев, в том числе 845 тыс. с территории Южного Судана.
ЗНАЧЕНИЕ СУДАНА ДЛЯ ВНЕШНИХ АКТОРОВ (ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ)
- Государства-интересанты
США, вероятнее всего, рассчитывают посредством хаотизации Судана ограничить проникновение в Африку китайского и российского бизнеса, а также усилить контроль над региональным рынком оружия и углеводородов. Рост зависимости Судана от Соединенных Штатов позволить Вашингтону нарастить непрямое влияние на соседей этого государства – Египет, Эритрею, Эфиопию, Центральноафриканскую республику, Чад и Ливию.
Китай заинтересован в инвестировании в суданскую экономику, в первую очередь в нефтегазовый сектор, в сентябре 2018 г. Китай списал Судану $10 млрд. долгов и дал обязательства инвестировать в страну $60 млрд. КНР – основной партнер республики в международной торговле (на долю Китая приходится от 11% до 14% от объема внешнего торгового оборота Судана). Китай также является крупнейшим поставщиком оружия в Африку южнее Сахары: на его долю приходится 27% экспорта обычных вооружений в регион, и он заинтересован в продвижении своей продукции на рынок Судана, который входит в число трех основных импортеров оружия в субрегионе. До отделения юга в 2011 г. в Китай поступало до 80% экспортной нефти Судана. В настоящее время КНР заинтересована в разработке нефтяных месторождений в провинции Южный Кордофан и ряде иных регионов. Доказанные запасы нефти на территории Судана на 1 января 2018 г. — 5 млрд. баррелей. (Судан занимает 22 место в мире по этому показателю). Интерес для Китая представляют и разведанные запасы природного газа (84,95 млрд. кубометров).
В 2015–2018 гг. товарооборот России и Судана вырос на 142%, в первую очередь за счет сельхозсырья и продуктов питания. В декабре 2017 г. Россия и Судан подписали соглашение о развитии проекта сооружения АЭС на территории Судана. Российские компании, в частности, Siberian for Mining, участвуют в проектах, связанных с поиском и разработкой новых месторождений золота в провинциях Красное море и Нил. Рыночная стоимость разведанных запасов драгоценного металла – около $300 млрд. «Росгеология» подписала с суданскими партнерами соглашение о разработке геологической карты страны и создание лаборатории по исследованию образцов минералов. Суданские власти проявили интерес к российским технологиям безопасной добычи золота. РФ испытывает интерес к геологической разведке шельфа Красного моря. Россия является, наряду с Китаем, одним из основных экспортеров обычных вооружений в Судан. В конце 2017 г. обсуждалась возможность создания российской военной базы в Судане (на побережье Красного моря). Для России очень важны разветвленные связи суданского руководства с элитами стран Магриба, Тропической Африки и Ближнего Востока.
Саудовская Аравия и ОАЭ заинтересованы в том, чтобы Судан продолжил поддерживать их в войне с хуситами в Йемене (там постоянно находятся 8–12 тыс. суданских военнослужащих).
Египет нуждается в сохранении стабильности на границе с Суданом, линия которой до сих пор четко не отрегулирована. Стабильность в Хартуме необходима и для того, чтобы обеспечить соблюдение соглашения 1959 г. об объеме использования вод Нила (как Суданом, так и Южным Суданом).
- Возможные каналы неформального влияния России на ситуацию в Судане:
Ассоциация выпускников советских и российских вузов и Общество судано-российской дружбы,
Российско-Суданский деловой совет.
- СИТУАЦИЯ В СУДАНЕ И ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
- Зарубежные организации, занимавшиеся подготовкой зарубежного актива
США
Nаtional Endowment for Democracy, NED – в 2018 г. официально потратил на различные проекты «демократизации» страны более $796 тыс.
United States Institute of Peace, USIP – реализует проект «Смена поколений» (Generation Change Fellows). Он включает в себя выделение стипендий для перспективных активистов в возрасте 18-35 лет, предоставление им доступа к программам обучения и наставничества.
Conflict Dynamics International, CDI — осенью 2018 г. организацией были подготовлены более 75 молодых людей для «реализации идей политических реформ» в Судане.
Великобритания
Westminster Foundation for Democracy (WFD)
- Прямые контакты властей США с лидерами протеста и главами незаконных вооруженных формирований
11 февраля 2019 г. временный поверенный в делах США Стивен Кутсис провел встречу с Садыком аль-Махди, лидером «Национальной партии Умма».
17 апреля Кутсис встретился с Омаром аль-Дигейром – одним из лидеров Сил Декларации за Свободу и Перемены (СДСП, зонтичной структуры, объединяющей ключевых организаторов протестов). Позднее он встретился с прочими лидерами этой организации. Роль посредника при этом выполнял бывший высокопоставленный сотрудник суданского МИДа Ибрагим Таха Эюб.
23 апреля с лидерами оппозиции встретилась заместитель помощника госсекретаря по вопросам Восточной Африки и Судана Макила Джеймс.
5 мая Кутсис провел на территории посольства в Хартуме переговоры с представителями Революционного фронта Судана – экстремистской группировки, ранее пытавшейся свергнуть аль-Башира вооруженным путем. Также поверенный позднее проводил встречи с шейхами различных регионов.
27 мая переговоры с ним провели и представители Народно-освободительного движения Судана — «Север». Последняя представляет собой политическую группировку, ведущую вооруженную борьбу против правительства на территории провинций Голубой Нил и Южный Кордофан. Ранее она отделилась от одноименной повстанческой группы, в настоящее время являющейся правящей партией Южного Судана. Кутсис обсуждал с ними возможность присоединения к коалиционному гражданскому правительству.
Активность такого рода свидетельствует о том, что США скорее выступают для оппозиции в качестве медиатора и координатора. То есть более чем активно вовлечены в конфликт.
11 июня стало известно, что спецпредставитель США по Африке Тибор Надь планирует посетить Судан, чтобы принять участие в переговорах между военными и оппозицией. В качестве советника Надю будет придан бывший спецпосланник США в Судане и Южному Судане Дональд Бут.
- Поддержка оппозиции западными дипломатами
Вопреки нормам международного права, представители посольств западных держав и их союзников регулярно вмешиваются во внутриполитическую жизнь Судана. В качестве наглядного примера в данном случае можно сослаться на факт систематической поддержки дипломатами участников «сидячих забастовок» в апреле – мае 2019 г. В разное время послы США, Великобритании, Нидерландов, Италии и Франции посетили бастующих. В особенно яркой форме выступил посол Италии. 5 мая он совместно с демонстрантами выкрикивал лозунг «Я — суданец». 10 мая делегация Европейского Союза во главе с послом ЕС Жаном-Мишелем Дюмондом организовала в зоне, занятой протестующими перед Генеральным штабом, совместный завтрак с участниками забастовки. 15 мая представитель США Стивен Кутсис посетил больницу, в которой находились протестующие, получившие ранения в ходе столкновений с властями. Действия зарубежных дипломатов однозначно оцениваются общественностью как знак поддержки протестующих со стороны западных держав.
Посол Великобритании в Судане Ирфан Сиддик встречался с лидерами «Ассоциация Суданских Профессионалов» (АСП). Последняя представляет собой ключевую структуру в рамках так называемых Сил Декларации за Свободу и Перемены (СДСП) – альянса оппозиционных структур, выступающего против находящихся у власти военных.
Также широко практикуется предоставление протестующим материальной помощи, в первую очередь продовольствия. В частности, 4 мая 2019 г. посольство Италии предоставило организаторам сидячей забастовки 1,5 тонны муки. 10 мая авиарейсом из Кувейта протестующим была доставлена крупная партия продовольствия. Как заявлено официально, она была собрана и отправлена выходцами из Судана, проживающими в Кувейте. Однако в СМИ обсуждаются версии о возможной причастности к этому, как минимум, властей собственно Кувейта.
- РОЛЬ АРМИИ ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СУДАНА
- Традиция участия Вооруженных Сил в политической жизни Судана
С момента обретения независимости в 1959 г. Судан пережил две гражданские войны — 1956–1972 гг. и 1983–2005 гг. Многие племена и криминальные организации имеют собственные вооруженные формирования. На территории регионов Дарфур и Кордофан, а также провинции Голубой Нил действуют незаконные вооруженные формирования политических экстремистов.
В этой ситуации роль Вооруженных Сил во внутренней политике закономерно оставалась стабильно высокой. Представители военного руководства напрямую управляли Суданом в течение 23 лет: в 1958-1964 гг. и 1969-1986 гг.
С 2013 г. военные суды наделены правом проводить разбирательства в отношении гражданских лиц по обвинению в таких преступлениях, как подрыв конституционного строя, публикация ложных новостей, распространение секретной информации и т.д.
Одним из основных конкурентов ВС на поле внутренней политики является Национальная служба безопасности и разведки (NISS, также известна как Мухабарат). Данное ведомство управляет подразделениями внутренних войск (сил оперативной поддержки — Rapid Support Forces, RSF), предназначенных для подавления массовых беспорядков, борьбы с террористами, контрабандистами т.д. В значительной степени внутренние войска укомплектованы бывшими бойцами арабского ополчения «Джанджавид», использовавшегося для борьбы с повстанцами в ходе конфликта в Дарфуре. В период протестов 2018–2019 гг. позиции Мухабарата ослабли. Значительная часть отделений ведомства подверглась нападениям, в ряде случаев была уничтожена. Силы оперативной поддержки были переподчинены армии. Командование RSF c 2014 г. осуществляет генерал Мохамед «Хемети» Хамдан Дагало – заместитель главы Переходного Военного совета. Силы RSF были использованы Переходным Военным советом для подавления массовых беспорядков 3 июня 2019 г. в Хартуме.
- Переходный Военный совет
Создан 11 апреля 2019 г. после свержения президента Омара аль-Башира. Должен обеспечить переход власти к гражданским лицам без разрушения сложившейся политической системы. Сформирован по образцу одноименного совета, действовавшего в 1985–1986 гг., после свержения Джафара Нимейри.
Председатель совета — Абдель Фаттах аль-Бурхан, бывший начальник штаба сухопутных войск, главный инспектор ВС. Участвовал в боевых действиях в Южном Судане и Дарфуре, координировал действия контингент суданских войск в Йемене. Обучался в Египте и Иордании. 12 апреля 2019 г. аль-Бурхан сменил на посту председателя совета Ахмеда Авада Ибн Ауфа – бывшего министра обороны и первого вице-президента Судана. Причиной отставки стали Ибн Ауфа стали протесты после его отказа выдать аль-Башира международному уголовному суду и наметившийся раскол среди военных.
Заместитель председателя совета — Мохамед «Хемети» Хамдан Дагало, командующий силами оперативной поддержки. Хамдан почти не имеет формального образования. В молодости занимался торговлей верблюдами, работал охранником караванов. Карьерный рост Хамдана связан с успехами во время службы в конном ополчении бедуинов «Джанджавид», созданном при поддержке правительства в период войны в Дарфуре.
- ХРОНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА С МОМЕНТА СВЕРЖЕНИЯ ОМАРА АЛЬ-БАШИРА
11 апреля – свергнут президент Омар аль-Башир. Распущены парламент и канцелярия президента, приостановлено действие Конституции. На три месяца введен режим чрезвычайного положения. На месяц введен комендантский час. Суданская ассоциация профессионалов отказалась признавать Переходный военный совет и призвала к продолжению протестов.
12 апреля – США потребовали от Переходного Военного совета предоставить план по передаче власти гражданским лицам. Представители Совета пояснили, что установили максимальную продолжительность периода транзита власти в районе 2 лет, но рассматривают возможность сокращения этого срока.
13 апреля – силы оперативной поддержки RSF выступили с призывом ограничить переходный период 3–6 месяцами, пересмотреть Конституцию и организовать всеобщие выборы. Отменен комендантский час.
14 апреля – Саудовская Аравия выразила поддержку переходному Военному совету Судана. Суданская ассоциация профессионалов призвала Переходный Военный совет немедленно передать власть гражданскому правительству. США, Великобритания и Норвегия заявили о необходимости упорядоченного перехода власти к гражданским лицам. Переходный Военный совет отменил принятые аль-Баширом чрезвычайные законы, ограничивающие основные свободы.
16 апреля – США пообещали исключить Судан из списка государств-спонсоров терроризма, если власть в стране будет передана гражданским лицам.
17 апреля – президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси пообещал оказать Судану всестороннюю поддержку. К этому дню были арестованы около 200 представителей бывших властей республики, включая функционеров правящей партии «Национальный конгресс».
18 апреля – новая вспышка массовых протестов («марш миллионов»).
21 апреля – власти Саудовской Аравии и ОАЭ обязались оказать Судану поддержку в размере $3 млрд. Генеральный прокурор распорядился наложить арест на имущество функционеров режима аль-Башира, заподозренных в коррупции.
23 апреля – по итогам саммита региональных партнеров Судана Переходному Военному совету дали 3 месяца на передачу власти гражданскому правительству.
25 апреля — Переходный Военный совет Судана и оппозиция договорились о создании совместного комитета для решения спорных вопросов.
27 апреля – военные и оппозиция согласовали создание совместного совета по управлению страной. Численность совета и размер представительства гражданских лиц не утверждены.
29 апреля – Переходный Военный совет принял решение о приостановке деятельности профсоюзов, профессиональных объединений и Союза суданских работодателей.
1 мая – Африканский союз потребовал от военных передать власть гражданскому правительству в течение 60 дней.
13 мая – Генеральная прокуратура Судана выдвинула против Омара аль-Башира обвинения в причастности к гибели протестующих. Переходный Военный совет согласовал с оппозицией структуру переходного органов власти и систему управления в переходный период. Состав переходных органов власти не утвержден.
15 мая – Переходный Военный совет Судана и оппозиция договорились об установлении в стране трехлетнего переходного периода. Достигнута договоренность о формировании законодательного органа из 300 человек. Силам Декларации за Свободу и Перемены выделили квоту в 67% мест в законодательном совете. Затем военные приостанавливают на 72 часа диалог с оппозицией. Условие его возобновления – уничтожение баррикад вокруг штаб-квартиры главного командования ВС.
17 мая – 46 суданских вооруженных группировок объединились в движение «Аль-Харак». Целью движения заявлено «построение современного гражданского справедливого государства с участием всех заинтересованных сторон». Движение заявило о намерении «поддержать требования революции» и участвовать в политическом диалоге с армией.
18 мая – возобновление переговоров военных и оппозиции.
21 мая – Генеральная прокуратура Судана выдала ордер на арест и проведение обыска в доме бывшего главы Национальной службы разведки и безопасности Салаха Гоша. Поводом послужили обвинения в причастности Гоша к убийству демонстрантов.
24 мая – руководство Сил Декларации за Свободу и Перемены призвало к проведению в стране двухдневной всеобщей забастовки. Поводом послужило «отсутствие прогресса» в переговорах с военными.
26 мая – Садык аль-Махди, лидер оппозиционной Национальной партии «Умма», отверг призывы к проведению двухдневной всеобщей забастовки.
3 июня – возле штаб-квартиры главного командования армии Судана произошли столкновения между протестующими и силовиками. Последние проводили спецоперацию в примыкающей зоне протестов фавеле «Колумбия», населенной маргиналами. Демонстранты восприняли преследование преступников как угрозу для себя, за чем последовали стычки. По официальным данным, 3 человек погибли, всего пострадал 61 гражданин. Оппозиционеры заявили о том, что только лишь число убитых достигает 110. Всеобщая федерация профсоюзов призвала своих сторонников к свержению Переходного военного совета посредством участия в уличных акциях.
4 июня – Переходный Военный совет пообещал в течение 9 месяцев сформировать коалиционное правительство для организации всеобщих выборов.
5 июня – Переходный Военный совет дал оппозиционерам гарантии, что бывшая правящая партия Национальный конгресс не будет допущена к каким-либо выборам в будущем. Прочие партии будут участвовать в выборах без ограничений.
6 июня – сторонники Омара аль-Башира попытались освободить экс-президента, однако предпринятый ими штурм тюрьмы Кобер в Хартуме закончился провалом.
7 июня – премьер-министр Эфиопии предложил создать переходное правительство на условиях, которые ранее предлагались оппозиции: ввести в состав нового органа власти 7 гражданских и 8 военных представителей. Оппозиционеры заявили, что согласны на это предложение, но при одном условии – военные должны признать ответственность за события 3 июня. При этом, по версии оппозиционеров, в тот день военные напали на протестующих и убили около 110 человек.
8 июня – Переходный Военный совет подтвердил, что намерен продолжить переговоры с оппозицией.
9 июня – началась всеобщая забастовка и «общенациональная кампания гражданского неповиновения», организованные оппозицией.
11 июня – завершение «общенациональной кампании гражданского неповиновения» оппозиции. Этому способствовали усилия Махмуда Дрира – выступающего посредником между военными и оппозицией министра культуры и туризма Эфиопии.
- ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СУДАНА
№ | Название | Лидер | Комментарий |
1 | Национальный конгресс | В прошлом – Омар аль-Башир. В марте 2019 г. аль-Башир уступил пост лидера партии губернатору Северного Кордофана Ахмеду Харуну (арестован в апреле 2019 г.). | В прошлом – правящая партия Судана. В ходе протестов 2018–2019 гг. многие отделения партии были сожжены, а активисты ранены или убиты. Переходный Военный совет дал гарантии того, что в будущем партия не будет допущена к каким-либо выборам. |
2 | Демократическая юнионистская партия | Фракция во главе с Мухаммедом Османом аль-Миргани | Правоцентристская партия. Тесно связана с суфийским тарикатом (орденом) Хатамия. Первоначально стояла на позициях секуляризации общественной жизни, пропагандировала идеи национализма и создания смешанной экономики. В настоящее время стоит на позициях умеренного исламизма. В середине 1990-х гг. раскололась на несколько фракций. После 2005 г. Мухаммед аль-Миргани сблизился с президентом аль-Баширом. В 2015 г. сын партийного лидера стал первым советником главы государства. |
Фракция во главе Джалалом аль-Дигаиром | В ходе протестов 2018–2019 гг. выступила за свержение Омара аль-Башира. | ||
Фракция во главе с Шарифом Сиддигом Эль Хиндии | С 2000-х гг. сотрудничала с действующей властью. В 2018–2019 г. поддержала оппозицию. | ||
3 | Национальная партия «Умма» | Садык аль Махди | Партия умеренных исламистов, стоящих на центристских позициях. Поддержала протесты против Омара паль-Башира. Лидер партии дважды был премьер-министром Судана, и оба раза его свергали военные. Долгое время жил в эмиграции в Египте и Великобритании. |
4 | «Суданский конгресс» | Омар Юсуф аль-Дигейр | Малочисленная, но обладающая разветвленной структурой с представителями во всех провинциях Судана партия. Сформирована на основе студенческих организаций, участвовавших в массовых волнениях 1985 г., приведших к свержению президента Джафара Нимейри. Одна из наиболее враждебных по отношению к Переходному Военному совету партий. |
5 | Партия народного конгресса | Хасан аль-Тураби | Основана в результате раскола правящей партии «Национальный конгресс» в 1999 г. Последовательно выступала за свержение Омара аль-Башира и лишение Переходного Военного совета политической власти. |
6 | Движения реформ | Гази Салахуддин Атабани | Оппозиционная партия, основанная Гази Салахуддином Атабани – бывшим советником президента аль-Башира, генеральным секретарем партии «Национальный конгресс» и лидером парламентского большинства. Приняла активное участие в протестах 2018–2019 гг. |