Вмешательство западных государств во внутреннюю политику Судана имеет прочный фундамент в виде формировавшейся в течение последних десятилетий зависимости Хартума от Вашингтона. Этот процесс носил нелинейный характер. Периоды партнерства часто сменялись острыми конфронтациями. Однако в целом эволюция взаимоотношений двух стран протекала в русле постепенного усиления зависимости Судана от «заокеанского партнера».
Длительное время власти Судана занимали жесткую позицию по отношению к Соединенным Штатам. В 1967 г. Хартум разорвал дипломатические отношения с Вашингтоном из-за начала очередной арабо-израильской войны. Однако в дальнейшем власти Судана начали проводить жесткую антикоммунистическую и антисоветскую политику, что способствовало сближению с США. Убийство в 1973 г. американского посла в Судане палестинскими террористами, за которым последовала выдача виновных властям Египта, привело к охлаждению между Хартумом и Вашингтоном. Однако в 1976 г. суданцы выступили в качестве посредников при освобождении американцев, захваченных повстанцами из Эритреи. После этого США возобновили экономическую помощь Судану. В 1985-1986 гг. возникла напряженность из-за поддержки Суданом Ливии. Последнее, впрочем, не мешало Судану оставаться крупнейшим получателем помощи от США к югу от Сахары. В 1990-х гг., после прихода к власти Омара аль-Башира, Хартум занял достаточно агрессивную позицию по отношению к бывшему союзнику. Во время войны в Персидском заливе Судан поддерживал Ирак. На территории республики проживали Усама бен Ладен и Карлос Шакал. В 1993 г. Вашингтон официально признал Судан «государством-спонсором терроризма». В 1996 г. деятельность посольства США в республике была приостановлена, а в 1997 г. последовало введение жестких санкций. В 1998 г. по Хартуму были нанесены ракетно-бомбовые удары. (Целью атаки стала фармацевтическая фабрика, якобы связанная с «Аль-Каидой»). В 1999 г. США признали Судан «страной, вызывающей особую озабоченность» из-за нарушения свободы вероисповедания. Результатом этого стало введение новых санкций.
Однако после прихода на пост президента Дж. Буша-младшего ситуация начала коренным образом меняться. В обмен на экономическую помощь Судан начал активно содействовать США в рамках борьбы с «Аль-Каидой». За предоставление финансовой и материальной поддержки Хартуму пришлось расплачиваться и утратой части суверенитета. Американцы начали все активнее выступать в качестве посредников в рамках урегулирования конфликтов внутри Судана. В 2005 г. они добились подписания мирного соглашения между заседавшим в Хартуме правительством и повстанцами Юга. В результате США, Великобритания и Норвегия (так называемая «Тройка») стали основными гарантами выполнения достигнутых договоренностей. Последнее открыло для Вашингтона широкие возможности для вмешательства во внутренние дела республики. Еще больше влияние США возросло после референдума 2010 г., по итогам которого Южный Судан в 2010 г. обрел независимость. На территории христианского Юга находились три четверти мощностей Судана по добыче нефти. В результате благосостояние северных территорий начало стремительно снижаться. Что сделало зависимость Хартума от финансовой помощи из США критически значимой.
С течением времени Хартум делам все больше уступок американским партнерам. Однако последние продолжали сохранять в действии режим санкций. Судан по-прежнему признавался государством-спонсором терроризма. Для того чтобы улучшить свои отношения с Вашингтоном, в 2017 г. власти республики даже наняли лоббистскую фирму Squire Patton Boggs.
Ощутимые послабления в плане санкций были сделаны лишь в октябре 2017 г. Однако полной их отмены так и не последовало. За Суданом по-прежнему был закреплен статус государства-спонсора терроризма, несмотря на официально декларируемое признание заслуг в борьбе с радикальными исламистами.
Сущность подхода Вашингтона к выстраиванию отношений с Хартумом прекрасно выразил в своей речи заместитель госсекретаря США Джон Салливан. В ходе визита в Судан 17 ноября 2017 г. он заявил: «Короче говоря, чем ближе будут наши страны, тем выше будут наши ожидания в отношении Судана».
Правительственные и неправительственные организации как агенты влияния США
Рост влияния США в Судане привел к тому, что американские правительственные и неправительственные организации начали играть особую роль в жизни республики. Только в 2017 г. Агентство США по международному развитию (USAID) выделило Судану гранты и займы на общую сумму свыше $150 млн. Общий размер финансовых вливаний со стороны органов государственной власти США составил $269 млн. Из них более $890 тыс. были направлены Госдепартаментом США на нужды Национального фонда демократии (Nаtional Endowment for Democracy, NED).
В 2018 г. NED официально потратил на различные проекты «демократизации» страны более $796 тыс. Например, реализация во всех 18 провинциях Судана проекта «Демократические идеи и ценности» (Democratic Ideas and Values), направленного на изменение политического восприятия молодежи и увеличение ее политического участия, обошлась организации в $98 тыс. Была проведена серия тренингов, созданы «клубы успеха» и начала работать радиостанция. На проект «Выстраивание участия молодежи в политике» (Building Youth Participation in the Political Process) было выделено почти $35 тыс. В его рамках были организованы семинары для молодых политических лидеров, ежемесячно проводились форумы по актуальной политической проблематике, а также осуществлялся мониторинг деятельности сетевых организаций на общенациональном уровне. Проект «Завтрашние лидеры Судана» (Tomorrow’s Leaders of Sudan) обошелся фонду в $61 тыс. В нем участвовали отобранные организаторами представители «политически и социально активной молодежи». Их подготовка была сфокусирована на участии в текущих политических процессах и национальных выборах 2020 г. «Суданская инициатива прозрачности» (Sudan Transparency Initiative) с бюджетом в почти $51 тыс. включала в себя создание национальной сети антикоррупционных ассоциаций, которые впоследствии сыграли большую роль в дискредитации правящего режима. $57 тыс. было выделено на создание политической онлайн газеты в рамках проекта «Поддержка свободы прессы» (Supporting Freedom of the Press).
Прочие американские структуры, традиционно выступающие в качестве агентов влияния США за рубежом, также широко представлены в Судане. Так, Национальный демократический институт по международным вопросам (National Democratic Institute for International Affairs, NDI) начал работать в Судане с 2002 г. К 2010 г. объем его присутствия во внутриполитической жизни страны позволил NDI развернуть полноценное наблюдение за национальными выборами, запустить радиопрограмму «Давайте поговорим» (Let’s Talk) и провести серию масштабных социологических исследований. NDI сыграл большую роль в развитии движения за права женщин, представители которого впоследствии активно участвовали в протестах 2018–2019 гг. В 2012 г. институт был вынужден закрыть свой офис в Хартуме (как было заявлено официально, из-за недостатка средств). Однако это не помешало организации продолжить свое вмешательство во внутренние дела Судана, в том числе посредством поддержки оппозиционных структур.
Американский институт мира (United States Institute of Peace, USIP) также активно работает в Судане. Республика входит в число 10 государств Африки и Азии, на которые распространяется действие программы «Смена поколений» (Generation Change Fellows). Она включает в себя выделение стипендий для перспективных активистов в возрасте 18-35 лет, предоставление им доступа к программам обучения и наставничества. В числе прочего стипендиатам прививают навыки управления конфликтами, лидерские качества и умения.
Суданские оппозиционеры достаточно тесно сотрудничают с американскими НКО, занимающимися развитием методик ненасильственной политической борьбы, которые лежат в основе технологии «цветных революций». Так, 22 мая 2019 г. Международный центр ненасильственных конфликтов (International Center on Nonviolent Conflict) провел вебинар, посвященный опыту суданских протестов 2018–2019 гг. В роли спикера выступил Мохамед «Кусконди» Абдулшафи (Mohamed «Quscondy» Abdulshafi). Абдулшафи длительное время работал в оппозиционных НКО, таких как «Африканский центр исследований в области правосудия и мира» (African Centre for Justice and Peace Studies, ACJPS, головной офис находится в Нью-Йорке) и «Суданская первая демократическая группа» (Sudan Democracy First Group). Он является одним из основателей студенческого движения Дарфура и лауреатом премии за лидерство в гражданском обществе Фонда «Открытое общество» (Open Society Foundations, OSF). И хотя местом проживания Абдулшафи стал Бостон, он продолжает играть большую роль в политических процессах внутри Судана.
Позиция западных держав в отношении массовых протестов и режима власти в Судане
Одно лишь описание работы правительственных структур США и тесно связанных с ними некоммерческих организаций дает наглядное представление о том, сколь значимую роль они сыграли в подготовке падения режима Омара аль-Башира в апреле 2019 г. И потому позиция американских властей в отношении массовых протестов 2018–2019 гг. и последующих событий не вызывает удивления.
В ходе протестов, охвативших Судан с декабря 2018 г., представители так называемой «Тройки» и Канады регулярно обвиняли власти Судана в нарушении прав граждан на мирный протест и совершении массовых преступлений в отношении митингующих. Одновременно подчеркивалось, что перспективы экономического и политического сотрудничества Судана со странами Запада целиком зависят от поведения представителей власти по отношению к демонстрантам. В ответ на это представители МИД республики обращали внимание на необъективность оценок, данных ситуации западными дипломатами. Так, в заявлении суданского МИД от 9 января 2019 г. было отмечено, что «Тройка» игнорирует факты массовых нападений на представителей государства и членов правящей партии. По официальным данным, на тот момент протестующие совершили нападения на 14 полицейских участков, 118 правительственных и партийных объектов, а также сожгли 194 транспортных средства, включая 102 полицейских автомобиля.
11 апреля суданские военные, обеспокоенные непрекращающимися протестами, сместили непопулярного президента Омара аль-Башира. Власть в стране взял в свои руки Переходный Военный Совет, сформированный армейским руководством. Как было первоначально заявлено, он должен осуществлять руководство Суданом в течение 2-х лет. После этого власть должна быть передана в руки гражданских лиц.
В ответ на это участники протестов, приведших к свержению аль-Башира, сформировали зонтичную организацию под названием «Сил Декларации за Свободу и Перемены». Ее главной целью стало обеспечение оперативной передачи из рук военных гражданским лицам, то есть фактически лидерам протестующих.
18 апреля 2019 г. Госдепартамент заявил о намерении поддержать формирование в Судане переходного правительства и передачу власти гражданским лицам. Во время визита в Судан 24 апреля заместитель помощника госсекретаря США Макила Джеймс заявила, что Вашингтон планирует продолжать сотрудничество с Переходным Военным советом Судана. Одновременно было подчеркнуто, что процесс формирования гражданского правительства должен быть ускорен. Однако она не обозначила конкретных сроков его завершения, что косвенно указывает на отсутствие у администрации Трампа четкой позиции по данному вопросу.
Одновременно Белый дом сохранил в силе статус Судана как государства-спонсора терроризма, используя это как рычаг давления на Судан.
В то же время часть американского истеблишмента сформулировала пакет предельно жестких предложений относительно урегулирования суданского кризиса. 16 мая группа из 92-х членов Конгресса (как демократов, так и республиканцев) направила письмо госсекретарю и министру финансов США, в котором подвергла острой критике ближневосточные государства, пытающиеся повлиять на развитие ситуации в Судане. Одновременно авторы письма призвали руководство Соединенных Штатов не признавать легитимность Переходным Военным советом, отказать его представителям в получении американских виз и добиваться наказания для представителей армейского руководства, подозреваемых в причастности к геноциду в Дарфуре. Авторы письма предлагают отказывать в выдаче визы всем должностным лицам Судана до тех пор, пока не будет сформировано гражданское переходное правительство. В отношении местных чиновников предложено использовать положения Глобального акта Магнитского. Последнее предполагает возможность «заморозки» их банковских активов и запрета на въезд в США. Государствам, заявившим о поддержке Переходного Военного совета, следует продемонстрировать, что вопрос об отсрочке транзита власти гражданскому правительству не подлежит обсуждению. Также было предложено скоординировать усилия Министерства финансов США и международных банков с целью поиска средств, принадлежащих Омару-аль-Баширу и представителям его ближайшего окружения. Конгрессмены озвучили предложение заблокировать операции по продаже суданского золота на мировых рынках, в первую очередь в Дубае, и обеспечить возврат уже проданного драгоценного металла из государственных запасов гражданскому переходному правительству. Как считают конгрессмены, последнему будет необходимо оказать техническую и гуманитарную помощь. Руководство США призывают содействовать налаживанию диалога между Суданом и международными финансовыми организациями.
Эта программа в итоге так и не была принята американским руководством, но общая позиция властей США трансформировалась в сторону ужесточения. Так, 21 мая 2019 г. США совместно с прочими государствами «Тройки» заявили о том, что отсутствие перехода власти к гражданским затруднит поддержку экономического развития в Хартуме. Последнее можно рассматривать, в том числе как форму мягкого экономического шантажа. Показательно, что ранее Соединенные Штаты и их партнеры уже делали созвучные заявления. Но они содержали в себе обещания оказать экономическую помощь в случае выполнения условий западных государств. В них отсутствовали косвенные угрозы сокращения финансовых вливаний в случае невыполнения требований.
Позиция США и ЕС в отношении событий в Судане во многом совпадают. Еще в апреле верховный представитель Европейского союза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини озвучила официальную позицию Брюсселя по отношению к ситуации в республике. Согласно ее заявлению, пришедшие к власти военные должны в кратчайшие сроки передать контроль над политическими процессами гражданским лицам. Этому должны предшествовать определенные шаги со стороны армейского руководства: освобождение политических заключенных, привлечение к ответственности виновников гибели протестующих и т.д. Одновременно Могерини подчеркнула, что ЕС не признает легитимность находящегося у власти военного совета.
Вмешательство со стороны западных дипломатов
Вопреки нормам международного права, представители посольств западных держав и их союзников регулярно вмешиваются во внутриполитическую жизнь Судана. В качестве наглядного примера в данном случае можно сослаться на факт систематической поддержки дипломатами участников «сидячих забастовок» в апреле – мае 2019 г. В разное время послы США, Великобритании, Нидерландов, Италии и Франции посетили бастующих. В особенно яркой форме выступил посол Италии. 5 мая он совместно с демонстрантами выкрикивал лозунг «Я — суданец». 10 мая делегация Европейского Союза во главе с послом ЕС Жаном-Мишелем Дюмондом организовала в зоне, занятой протестующими перед Генеральным штабом, совместный завтрак с участниками забастовки. 15 мая представитель США Стивен Кутсис посетил больницу, в которой находились протестующие, получившие ранения в ходе столкновений с властями. Действия зарубежных дипломатов однозначно оцениваются общественностью как знак поддержки протестующих со стороны западных держав.
Посол Великобритании в Судане Ирфан Сиддик встречался с лидерами «Ассоциация Суданских Профессионалов» (АСП). Последняя представляет собой ключевую структуру в рамках так называемых Сил Декларации за Свободу и Перемены (СДСП) – альянса оппозиционных структур, выступающего против находящихся у власти военных.
Также широко практикуется предоставление протестующим материальной помощи, в первую очередь продовольствия. В частности, 4 мая 2019 г. посольство Италии предоставило организаторам сидячей забастовки 1,5 тонны муки. 10 мая авиарейсом из Кувейта протестующим была доставлена крупная партия продовольствия. Как заявлено официально, она была собрана и отправлена выходцами из Судана, проживающими в Кувейте. Однако в СМИ обсуждаются версии о возможной причастности к этому, как минимум, властей собственно Кувейта.
Митинги в поддержку участников протестов были организованы в США, Великобритании, Франции, Канаде, Австралии, Норвегии, Ирландии и Индии.
Важно отметить, что в настоящее время между представителями Запада и частью оппозиционеров наметился раскол. По данным издания Foreign Policy, часть противников действующей власти недовольны как непоследовательностью в действиях США (что связано с разногласиями между администрацией Трампа и американскими элитами), так и масштабами оказываемой поддержки. Последнее подталкивает часть оппозиции к альянсу с иными «спонсорами» — нефтяными монархиями Персидского залива и другими ведущими государствами Ближнего Востока.
Вмешательство со стороны африканских и азиатских государств
Судан традиционно находится в орбите влияния не только собственно западных государств, но и их региональных партнеров. В первую очередь речь идет о Саудовской Аравии, Объединенных Арабских эмиратах (ОАЭ) и Египте. Также контролировать ситуацию в республике стремятся их конкуренты в борьбе за влияние в регионе – Катар и Турция.
Саудовская Аравия была одним из первых государств, признавших свержение Омара аль-Башира (своего давнего партнера). Одновременно Эр-Рияд признал легитимность Переходного Военного совета. ОАЭ заняли аналогичную позицию. Обе ближневосточные монархии пообещали оказать Судану помощь в размере $3 млрд., что в 11 раз превышает объем американских вливаний за 2017 г.
Щедрость ближневосточных монархов в данном случае объяснялось тремя факторами. Во-первых, они опасались, что в случае падения власти военных Судан окажется в зоне влияния Катара и Турции. Доха, по меньшей мере, принимала активное участие в поддержке протестов за счет такого ресурса, как телеканал «Аль-Джазира». Не случайно его хартумское бюро было закрыто 31 мая 2019 г. Во-вторых, Эр-Рияд и Абу-Даби нуждаются в военной поддержке со стороны Судана в рамках борьбы с хуситами в Йемене. В-третьих, в данный момент, в период острого противостояния с Ираном, салафитские монархии заинтересованы в дальнейшей хаотизации Судана. Военные, пусть и ценой крайне жестоких мер, способны временно стабилизировать ситуацию в республике. Демократизация политической жизни страны, напротив, чревата высокими рисками. Текущий кризис нельзя объяснить только лишь издержками авторитарного правления аль-Башира или высокой ролью исламистов в государстве. В 2011 г., в результате отделения Южного Судана, Хартум утратил 75% нефтедобывающих мощностей. В результате экспортные доходы республики резко снизились. Правительство длительное время пыталось избежать девальвации национальной валюты. Однако в 2018 г. она в короткие сроки обесценилась на 40% (к концу года показатель увеличился до 80%). В соответствии с рекомендациями МВФ, власти отказались от выделения субсидий на пшеницу, электроэнергию и топливо. Цены на хлеб увеличились на 70%. Начала ощущаться нехватка основных товаров, что во многом и спровоцировало текущие протесты. В настоящее время в экономике наблюдается дефицит иностранной валюты.
Чтобы положить конец массовому изъятию со счетов долларов и евро, Центробанк ограничил передачу валюты частным банкам. Результатом этого стали появление огромных очередей к банкоматам и возникновение слухов о том, что банковские запасы расхищены коррупционерами. 61% жителей Судана относятся к возрастной категории моложе 24 лет.
Уровень безработицы среди молодежи достигает 27%. В этих условиях переход власти в Судане в руки «демократически настроенных» гражданских лиц не гарантирует улучшения ситуации. Напротив, он чреват новыми рисками. Дальнейшая дестабилизация политической ситуации в Судане угрожает подорвать стабильность всего региона посредством увеличения числа беженцев, роста религиозного и этнического экстремизма, срыва поставок нефтепродуктов из Южного Судана, что вредит интересам ближневосточных монархий.
Контакты между ОАЭ и представителями Переходного Военного совета были налажены в ходе визита в Судан делегации дипломатов из Абу-Даби и Эр-Риядом, возглавляемой Тахом Османом аль-Хуссейном. Последний в настоящий момент является советником по африканским делам саудовского монарха, а в прошлом возглавлял администрацию президента Судана Омара аль-Башара.
Одновременно представители ближневосточных монархий начали налаживать контакты с представителями оппозиции. По данным New York Times, ОАЭ посетили представители, как минимум, 5 оппозиционных группировок. Лидеры монархий Персидского залива выступают в данном случае в качестве посредников между Переходным Военным советом и оппозицией. Они пытаются вовлечь недовольных позицией США лидеров протестующих в соглашение о создании коалиционного правительства с военными.
Последнее вызвало закономерное сопротивление как со стороны США и ЕС, так и наиболее лояльных Западу групп оппозиции. На практике это проявилось через череду массовых протестов против вмешательства ближневосточных монархий в дела Судана. Интересно отметить, что митингующие выступали, в том числе против получения республикой $3 млрд. от Эр-Рияда и Абу-Даби. Этот шаг позиционировался как предпосылка к сохранению политической власти в руках военных.
Достаточно агрессивной была и реакция «демократического» крыла оппозиции на попытки президента Египта Абделя Фаттах ас-Сиси добиться хотя бы временной легитимации Переходного Военного совета в рамках структуры Африканского союза (АС). Еще 15 апреля данная организация заняла предельно жесткую позицию в отношении суданских военных. Согласно ее решению членство Судана в организации должно было быть приостановлено в случае, если армейское руководство откажется передать власть гражданским лицам в течение 15 дней. Избежать этого удалось во многом благодаря усилиям ас-Сиси. После саммитов в Египте и Тунисе срок передачи власти гражданскому правительству был продлен до 60 дней. Важно отметить: уже решение президента Египта провести консультативный саммит в Каире вызвало острую реакцию среди протестующих в Хартуме.
Важно также подчеркнуть: оппозиционеров, ориентирующихся на Запад, нельзя однозначно считать сторонниками демократических ценностей, а их коллег, наладивших контакты с Эр-Риядом и Абу-Даби – исламистами-реакционерами. Связанные с США и Европой протестующие часто узнают о пагубности сотрудничества с ОАЭ из выступлений религиозных лидеров после пятничного намаза.
Таким образом, в настоящее время внутриполитическая жизнь Судана превратилась в поле для вмешательства целого конгломерата государств, преследующих собственные интересы и по большому счету мало интересующихся вопросами демократии. Они решают собственные геополитические задачи, стабилизируя суданскую государственность или, напротив, подрывая ее основы. Ныне существующие протестные движения можно назвать лишь условно демократическими. Большую роль в их создании сыграли иностранные государства, и в первую очередь – США. Первопричиной происходящего во многом является внутри- и внешнеполитический курс, навязанный Хартуму Вашингтоном и, в конечном счете, подорвавший основы национальной экономики. Приход к «демократически настроенной» группы оппозиции не может привести к ощутимому улучшению ситуации. Куда более вероятным в этом случае является развитие событий по «ливийскому сценарию».
Ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей Николай Пономарев