Заместитель помощника Государственного секретаря США по вопросам Восточной Африки и Судана Макила Джеймс 25 июня 2019 г. выступила на заседании Палаты представителей США. Она должна была охарактеризовать ситуацию в Судане, где накануне побывала с визитом, однако отчет по своему звучанию скорее напоминал ультиматум.
Сущность претензий США
Устами Макилы Джеймс официальный Вашингтон возложил ответственность за все жертвы среди мирного населения исключительно на Переходный военный совет Судана. Также его представителей обвинили в осознанном блокировании оказания медицинской помощи протестующим и гуманитарной помощи населению Судана в целом. В вину суданским властям вменяется блокирование работы Интернета в республике и ограничение работы СМИ, которые в Вашингтоне расценивают как неоправданные.
Председатель Переходного военного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан, по словам американского дипломата, был предупрежден относительно того, что будет нести личную ответственность в случае массовой гибели протестующих.
Интересно отметить, что ходе своего выступления Макила Джеймс фактически признала причастность США к организации кризиса в Судане. По ее словам, Вашингтон в течение десятилетий поддерживал, в том числе финансово, процесс формирования в Судане различных НКО, которые в 2018–2019 гг. превратились в главную движущую силу протестов.
Чего хочет женщина из Госдепартамента
Исходя из слов Макилы Джеймс, США намерены добиваться от Переходного военного совета Судана скорейшей передачи власти в руки гражданского правительства. Предложение совета провести в стране демократические выборы через 9 месяцев было расценено как неприемлемое. Заявлено, что данный график проведения выборов будет способствовать сохранению в стране власти военных.
Также Джеймс озвучила требование к властям Судана вывести из Хартума RSF – Силы оперативной поддержки, подразделения которых участвовали в столкновениях с оппозицией 3 июня 2019 г. Силы оперативной поддержки — своеобразный аналог внутренних войск, сформированный на основе арабского племенного ополчения «Джанджавид». Ранее они контролировались Национальной службой безопасности и разведки, но после свержения президента Омара аль-Башира были переподчинены армии. Их командующий — генерал Мохамед «Хемети» Хамдан Дагало — является заместителем главы Переходного Военного совета.
Также Вашингтон настаивает на том, чтобы Переходный военный совет провел расследование событий 3 июня и привлек к ответственности виновных, а если более конкретно – представителей RSF и связанных с ними чиновников Минобороны. Необходимо подчеркнуть: власти Судана уже проводят расследование беспорядков 3 июня, и их позиция относительно причин и масштабов произошедшего коренным образом расходится с мнением Вашингтона. Фактически Хартуму было предложено определить ответственных лиц из уже обозначенного круга виновных без какого-либо следствия. С учетом содержания публикаций в западной прессе это в том числе означает необходимость «принести в жертву» Мохамеда Хамдана Дагало, что вполне может привести к началу полномасштабной гражданской войны в Судане.
Рычаги давления на Судан
Макила Джеймс уверяла собравшихся, что основным оружием США в деле «борьбы за демократию в Судане» станет дипломатия. Однако это не помешало ей описать в своем выступлении различные методики «принуждения к миру» властей республики.
По словам Макилы Джеймс, варианты применения к властям Судана разнообразных санкций все еще обсуждаются. В своем выступлении она упомянула как экономические меры давления, так и отказ в выдаче виз представителям суданского руководства. Также было заявлено, что Вашингтон сумел достичь взаимопонимания с основными финансовыми донорами Судана – Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими эмиратами. По утверждению Макилы Джеймс, выделение Хартуму очередных финансовых траншей будет согласовываться с США. Заместитель помощника госсекретаря также упомянула, что угрозы применения новых санкций будут сочетаться с обещаниями отмены ранее наложенных ограничений.
Следует помнить, что США до сих пор относят Судан к числу государств-спонсоров терроризма. Несмотря на то, что после 11 сентября 2001 г. Хартум активно помогал Вашингтону в борьбе с «Аль-Каидой». Статус государства-спонсора терроризма ограничивает возможность привлечения в Судан иностранных инвестиций. Последнее обретает особенно болезненный характер на фоне договоренностей, достигнутых между Вашингтоном, Эр-Риядом и Абу-Даби. Именно обещания возможного избавления Судана от статуса государства-спонсора терроризма Макила Джеймс охарактеризовала как самый значимый рычаг давления США на Хартум.
Также, как ясно дала понять Джеймс, Соединенные Штаты планируют использовать для воздействия на Судан разветвленную сеть контактов, созданную их союзниками из Абу-Даби и Эр-Рияда внутри местных элит. Последняя включает в себя представителей руководств армии и спецслужб, партийных, профсоюзных и религиозных лидеров. И это содержит в себе намек США на готовность к организации государственного переворота в Судане.
Все это ясно дает понять, что США расширяют масштабы своего вмешательства в политический процесс в Судане, тем самым саботируя усилия местных элит и сопредельных государств по стабилизации положения в республике.
Ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей Николай Пономарев