Президент Фонда защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) Александр Малькевич 3 июля 2019 г. выступил в стенах Московского педагогического государственного университета (МПГУ) на заседании межведомственного научного семинара, посвященного «цветным революциям». Темой доклада стали «цветные революции» как технология смены политических режимов на примере Африки.

Президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич
В рамках своего выступления Александр Малькевич не только ознакомил присутствующих с ретроспективой вопроса, но и осветил последние попытки «цветных переворотов» в странах «черного континента». В частности, события в Судане, Алжире, Зимбабве, Тунисе и ряде иных государств.
Эксперт обозначил и риски возникновения новых очагов «цветных революций» в Африке. Вероятность этого в особенности велика в случае Марокко. На сегодняшний день эта магрибская монархия остается единственным государством Северной Африки, сумевшим избежать «цветную революцию». И именно эта страна, вероятнее всего, станет первым звеном в цепи протестов «новой арабской весны» в 2021-2022 гг. К «группе риска» также были отнесены Египет, Тунис, Мали, Зимбабве, Чад и ряд иных государств.
Александр Малькевич подчеркнул, что угроза «цветной революции» актуальна и для относительно благополучных африканских государств, таких как ЮАР. Желающих подробнее ознакомиться с текущей ситуацией в ЮАР президент ФЗНЦ пригласил посетить 10 июля заседание Африканского дискуссионного клуба, посвященное юбилею правящей партии этого государства.
Также в рамках своего выступления президент ФЗНЦ подробно проанализировал показатели протестных настроений в странах Африки за последнее время. Были представлены данные относительно активности в государствах «черного континента» западных НКО. Освещение получила и деятельность государственных структур США и их союзников. Как в плане продвижения грантовых программ, так и в порядке прямого вмешательства в дела африканских государств. В том числе Александр Малькевич поделился с присутствующими информацией о роли Соединенных Штатов в победе на выборах действующих лидеров ряда государств Африки.
Полный текст доклада будет в ближайшее время опубликован на сайте ФЗНЦ.
Вопросы и ответы
Выступление Александра Малькевича породило множество вопросов у собравшихся экспертов, что повлекло за собой начало живой дискуссии. В ее рамках президент ФЗНЦ смог подробно раскрыть ряд тем, затронутых в докладе.
Аудитория активно спрашивала о стратегических целях и тактике действий США, а также противоречиях в поведении американских политиков. Присутствовавшие также живо интересовались мнением спикера относительно позиции Китая в отношении «цветных революций» в Африке.
Отвечая на заданные вопросы, президент ФЗНЦ указал, что в действиях западных государств, направленных на разжигание «цветных революций» в Африке, часто прослеживается логика в духе «так не доставайся же ты никому». В ответ на расширение присутствия Китая в традиционных зонах влияния США и их союзников целые государства «черного континента» подвергаются хаотизации за счет «цветных революций». При этом хаотизация в перспективе несет в себе выгоду для государств Запада. В ее условиях до самого последнего момента невозможно определить, на какую политическую силу в действительности ставит Запад. Это открывает простор для политического манипулирования и нивелирует усилия иных акторов по стабилизации ситуации.
По мнению Александра Малькевича, попытки организации извне «цветной революции» или классического военного переворота могут также служить предупреждением странам, пытающимся стабилизировать ситуацию в регионе. Недавняя попытка вооруженного захвата власти в Эфиопии вполне может быть реакцией Запада на участие Аддис-Абебы в качестве посредника в переговорах между властью и оппозицией.
Отсутствие острой реакции Китая на уничтожение результатов его проникновения в Африку вызывает вопросы. Возможно, указал президент ФЗНЦ, Пекин рассчитывает на то, что после победы «цветных революций» государства Запада установят контроль над источниками сырья и маршрутами их транспортировки, а прочие сегменты экономики пораженных государств оставят Китаю.
Отвечая на вопрос о том, почему США зачастую поддерживают «цветные революции», которые противоречат их национальным интересам, эксперт обратил внимание на необходимость проводить грань между политикой государства и политикой элитных групп. Концепция deep state имеет под собой реальную почву. Не случайно в большинстве современных учебников по политологии, издаваемых в странах Запада, не упоминаются демократические режимы. Речь идет лишь о полиархиях – системах, внутри которых реальная власть принадлежит элитам, которые, впрочем, вынуждены считаться с интересами граждан и соблюдать формальные демократические процедуры. Группы истеблишмента зачастую имеют прямо противоположные интересы. Противоречия между ними зеркально отображаются как во внешней, так и внутренней политике соответствующих государств.
Поясняя рост риска повторения «цветных революций» в государствах Северной Африки, Александр Малькевич подчеркнул, что организаторы цветных революций придерживаются системного подхода к решению задач и никогда не оставляют свои проекты незавершенными. За неудачной попыткой переворота неизбежно будет следовать новая, пока организаторы не достигнут поставленных целей. При этом ими используется один и тот же методологический инструментарий. В процессе применения его лишь «косметически» адаптируют к специфике конкретной страны. Эксперт также обратил внимание на общую ошибку правящих элит стран, ставших объектом «цветных революций»: они искренне верят в договоренности с Западом и прочность данных им гарантий.
В процессе обсуждения разговор ожидаемо свернул к вопросу о «цветных революциях» на постсоветском пространстве. Александр Малькевич обратил внимание на то, что Россия фактически окружена кольцом стран, прошедших через цветные революции. Ряд постсоветских государств, таких как Белоруссия и Азербайджан, сумели выработать «иммунитет» к этой угрозе, однако большинство бывших союзных республик обладают слабой устойчивостью к ней. Примером этого может служить Кыргызстан, в котором вполне может начаться третья по счету «цветная революция».
Широко обсуждался также вопрос о взаимодействии России и африканских стран. По словам Александра Малькевича, у Москвы есть ресурсы для влияния на ситуацию в Африке. Многие представители африканских элит когда-то получали высшее образование в России и СССР и испытывают теплые чувства к нашей стране. Существуют в том числе формальные объединения бывших африканских студентов, ставших впоследствии крупными чиновниками, бизнесменами или общественными деятелями. Представители старшего поколения не забыли об ощутимой помощи, которую Советский Союз оказывал странам Африки, и действительно благодарны за эту поддержку. Равным образом африканцы не забыли, что Россия является одной из немногих великих держав, которые не участвовали в колонизации Африки. Вместе с тем Россия остро нуждается в понимании того, что именно ожидают от нее государства Африки.
С целью получить ответ на данный вопрос президент ФЗНЦ предложил участникам семинара посетить ближайшие заседания Африканского дискуссионного клуба. На площадке клуба планируется также встреча с группой послов государств IGAD – Межправительственного органа по вопросам развития (The Intergovernmental Authority on Development). Последний представляет собой торгово-экономический блок, объединяющий 8 государств – Эфиопию, Джибути, Судан, Южный Судан, Сомали, Эритрею, Кению и Уганду.
Не исключено, что в рамках потенциального будущего «мозгового штурма» российские эксперты смогут предложить свои решения части проблем, стоящих сегодня перед государствами африканского континента.
«Африка превращается в нового геополитического монстра. Единой Африки пока нет, но водораздел «Африка – весь остальной мир», безусловно, существует.
Россия за постперестроечный период не только потеряла «точки входа» в Африку, был утерян в целом институт оперативного изучения общественных и политических процессов в Африке. Пусть на меня не обижаются уважаемые африканисты, пусть на меня не обижаются ВУЗы, которые принимают студентов из Африки. Все эти действия или инициативны, сделанные на энтузиазме или капля в море. В Африке, конечно, о России помнят. Огромное количество офицеров из Африканских стран получали советское образование. Они с ностальгией вспоминают о России, они любят нашу страну, и это нормально.
Объясняет наше стратегическое отставание во взаимодействии с Африкой, две причины: (1) не было интереса к Африке со стороны российского бизнеса; 2) нет государственных трендов (запросов) на работу в Африке.
Что Россия хочет от Африки? Что Россия может предложить Африке? К решению этих вопросов стоит подходить очень осторожно. Ведь Африка изменилась, но запросы остались те же: «дайте денег». Мое глубокое убеждение: инвестировать надо исключительно в свою страну. Итак, что мы можем предложить: (1) модель государственного устройства, (2) инновационные технологии, если они у нас есть, (3) совместные предприятия.
Африка – это терра инкогнита, где есть как точки приложения интересов российского бизнеса, так и возможности апробации новых геополитических инициатив. Надо только заняться этим всерьез, не оглядываясь на опыт предшественников, не взирая на проблемы на континенте других стран, думая исключительно об интересах России и в этом русле работая дальше», — сказал Александр Малькевич.
ФОТО семинара: Сергей Савин