В настоящее время Африка представляет собой полигон, на котором страны Запада отрабатывают новые методики в рамках политтехнологии «цветных революций».
В 2010–2012 гг. «черный континент» пережил целую волну государственных переворотов в рамках событий так называемой арабской весны. Попытки осуществить «цветные революции» предприняли политические радикалы сразу в 14 государствах Африки.

Карта событий «арабской весны»
Чаще всего, когда речь заходит о «цветных революциях» в Африке, вспоминают о событиях в Тунисе, Египте и Ливии. Между тем зона охвата «черного континента» волной «цветных революций» куда шире. Мавритания, Западная Сахара, Мали, Буркина-Фасо, Алжир, Судан, Эритрея, Джибути, Сомали – все эти страны были охвачены в 2010–2012 гг. массовыми протестами с четкими следами применения «цветных» технологий. Причем в настоящее время мы наблюдаем достаточно успешные попытки «перезапуска» массовых протестов в целом ряде стран – Судане, Алжире и Мали.
Если вести речь об африканских странах, то наибольший размах «цветные революции» обрели в Ливии, Египте, Тунисе, Алжире. Широкие масштабы «цветная революция» обрела и в тесно связанном со странами «черного континента» Йемене. Ни одна из «цветных революций» в перечисленных государствах в итоге не привела к улучшению жизни граждан. Ливия и Йемен в результате оказались охвачены огнем гражданской войны, в Египте и Тунисе власть сначала перешла в руки к поддержанным Катаром «Братьям-мусульманам» (запрещенной в России организации), а затем вернулась в руки старых элит, в Алжире участники протестов добились некоторых уступок от власти. Но ни одно из ключевых противоречий так и не было устранено.
Однако участники «цветных революций» так и не извлекли урок из полученного опыта. Равным образом организаторы и бенефициары не собираются отказываться от столь удобного инструмента переформатирования геополитического пространства, и потому сейчас мы живем в ожидании второй «арабской весны».
Как показал опрос, проведенный недавно BBC в странах Африки и Ближнего Востока, во многих странах Африки жители демонстрируют высокую степень готовности поддержать быстрые политические перемены. Что фактически предполагает решимость поддержать очередную попытку «цветного переворота». Из числа африканских стран ярче всего это проявляется в Марокко (готовность к «быстрым переменам» здесь выразили 49% опрошенных), Египте (39%), Судане (17%) и Тунисе (14%).

Готовность жителей стран Африки к «быстрым политическим переменам»
Первые вспышки новой «арабской весны» мы можем наблюдать уже сейчас. В Судане в результате продолжительных массовых протестов был смещен президент Омар аль-Башир. Поддерживаемая государствами Запада оппозиция продолжает протестные акции. Ее новая цель – забрать власть из рук военных, которые сформировали переходное правительство, пытаются стабилизировать ситуацию и готовят Судан к новым выборам.
Протесты в Алжире покончили с правлением Абдель Азиза Бутефлики. Многие из представителей его окружения подверглись уголовному преследованию по обвинению в коррупции, но протестующие продолжают выходить на улицы. Их главное требование – полностью отстранить от власти людей, так или иначе причастных к правлению Бутефлики, несмотря на то, что за последние несколько десятилетий таковых среди элит Алжира просто не осталось.
Эфиопию с 2015 г. периодически охватывает волна массовых протестов, а в июне 2019 г. в стране была предпринята попытка вооруженного переворота.
В январе–феврале 2018 г. попытка осуществить новую «цветную революцию» была предпринята в Тунисе. В январе 2019 г. «цветной переворот» едва не произошел в Зимбабве.
То, что север и северо-восток Африки в ближайшей перспективе вновь могут стать зоной «цветных революций» указывают и данные об активности американских НКО, известных благодаря систематическому вмешательству во внутренние дела других стран.
Ярче всего это демонстрирует пример Национального фонда демократии – организации, которая была признана в России нежелательной еще в 2015 г. Только в 2018 г. она вложила в проекты по «демократизации» Туниса $2 млн., Египта — $1,9 млн., Марокко – $1,7 млн., Мали – $1,3 млн. Еще большие средства были вложены в формирование условий для «цветных революций» в Зимбабве ($2,6 млн.), Кении ($2,4 млн.) и Нигере ($2,3 млн.). Большие средства были также вложены в проекты в Нигерии ($1,5 млн.), Эфиопии и Судане (по $1 млн.)
Перечень африканских государств, являющихся основными получателями грантов Национального фонда демократии, по данным за 2018 г:
- Зимбабве – 25 грантов, $2,573,342.
- Кения – 14 грантов, $2,395,872.
- Нигер – 28 грантов, $2,282,175.
- Тунис – 25 грантов, $2,048,676.
- Египет – 33 гранта, $1,993,792.
- ДР Конго – 35 грантов, $1,810,042.
- Марокко – 22 проекта, $1,682,027
- Нигерия — 23 гранта, $1,513,110.
- Мали – 25 грантов, $1,334,244.
- Эфиопия – 10 грантов, $1,077,198.
Отдельно необходимо обратить внимание на приоритеты Национального фонда демократии в «субсахарской» Африке. С точки зрения американских экспертов, она является отдельным регионом, а север «черного континента» объединяется с Ближним Востоком. И для каждого из этих условных регионов у американского истеблишмента есть своя картина будущего. Перечень основных стран-получателей грантовой помощи Национального фонда демократии в Африке южнее Сахары выглядит следующим образом:
- Зимбабве – 25 грантов, $2,573,342.
- Кения – 14 грантов, $2,395,872.
- Нигер – 28 грантов, $2,282,175.
- ДР Конго – 35 грантов, $1,810,042.
- Нигерия — 23 гранта, $1,513,110.
- Мали – 25 грантов, $1,334,244.
- Эфиопия – 10 грантов, $1,077,198.
- Судан – 19 грантов, $1,060,026.
- Кот-д’Ивуар – 6 грантов, $961,470.
- Гамбия – 5 грантов, $317,156.
Вмешательство во внутренние дела Африканских стран осуществляется как напрямую, так и косвенно, по линии некоммерческих организаций. Активнее всего в Африке действуют:
— уже упомянутый Национальный фонд демократии;
— Американский совет по внешней политике;
— Национальный демократический институт по международным вопросам;
— Международный республиканский институт;
— Международный центр по ненасильственным конфликтам (приемник Института Альберта Эйнштейна, созданного Джином Шарпом).
Наиболее щедро грантовую помощь африканским оппозиционерам оказывают государственные структуры — Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента и Агентство США по международному развитию. Помощь с их стороны в рамках одного направления работы в конкретной стране может достигать предела в $1 млн. Свою роль в продвижении «цветных революций» играют и малые гранты посольств США ($50 тыс., большинство грантов относятся к диапазону $10 — 24 тыс.).
Из числа НКО наибольшие денежные вложения в «цветные революции» осуществляют Фонд Джона и Кэтрин Макартуров (средний размер четко не органичен, может превышать предел в $300 тыс.) и Национальный фонд демократии (средний размер гранта — $50 тыс., в отдельных случаях сумма составляет около $1 млн.).
Осуществлению «цветных революций» во многом способствует то, что США могут опереться на поддержку своих «вассалов» на международном уровне. Только в 2017–2019 гг. при поддержке Вашингтона были избраны действующие президенты Кении, Ботсваны, Сомали и Сьерра-Леоне. Вице-президент Гамбии Усейн Дарбо также получил свой пост лишь благодаря победе его партии на парламентских выборах, которая была бы невозможна без помощи США. Примечательно, что все эти политики в свое время получили высшее образование в США.
Одним из базовых условий успеха «цветной революции» является прямая поддержка со стороны западных государств уже в ходе попытки переворота. Прекрасным примером использования этого ресурса служит ситуация в Судане. Представителям власти угрожают визовыми и экономическими санкциями, их предупреждают о персональной ответственности за гибель протестующих. От государства добиваются вывода силовых структур из зоны протеста. В то же время западные дипломаты открыто поддерживают участников беспорядков.
Если обратить внимание на хронологию западного вмешательства в ситуацию в Судане после свержения Омара аль-Башира, становится очевидной тенденция к постепенному ужесточению риторики США и их союзников. Первоначально, в мае, Хартум предупреждали о возможности проблем с поставками экономической помощи. Одновременно зарубежные дипломаты публично выражали поддержку протестующим.
4 мая 2019 г. посольство Италии предоставило протестующим в Хартуме 1,5 тонны муки.
5 мая протестующих посетил посол Италии.
10 мая лагерь протестующих посетила делегация ЕС.
15 мая представитель США Стивен Кутсис посетил раненных оппозиционеров в больнице Хартума.
21 мая США, Канада и Норвегия заявили о том, что отказ от немедленной передачи власти «гражданскому правительству» может привести к сокращению экономической помощи Судану.
В настоящее время с властями Судана разговаривают уже языком ультиматумов. Достаточно вспомнить о состоявшемся 25 июня 2019 г. выступлении перед Конгрессом заместителя помощника Госсекретаря США по Восточной Африке и Судану Макилы Джеймс. Последняя озвучила следующий перечень требований Вашингтона к властям Судана:
— вывести внутренние войска из Хартума;
— разблокировать Интернет, отказаться от контроля за СМИ;
— привлечь к ответственности военных, обвиняемых оппозицией в нападениях на протестующих.
При этом было подчеркнуто, что в случае отказа США применят к Судану экономические и визовые санкции.
Между тем, на карте Африки уже четко обозначены территории, которые в ближайшей перспективе могут охватить «цветные революции». Как уже было отмечено выше, почти половина жителей Марокко готова принять быстрые политические меры. Весной 2019 г. в стране прошло несколько крупных протестных акций с политическими лозунгами. С угрозой политического переворота столкнулась и Республика Чад. Благодаря прямой поддержке США в стране была создана так называемая «Партия Перемен», которая уже успела провести в Чаде несанкционированные акции протеста.