Современная система международных отношений, как многие считают, мало отличается от реалий прошлого. Однако утверждения такого рода являются очевидным заблуждением. Появление ядерного оружия и средств его оперативной доставки на территорию противника фактически перечеркнули возможность прямого «горячего» конфликта между великими державами. Развитие СМИ и успехи в деле распространения концепции прав человека и борьбы против ксенофобии заметно ограничили потенциал ведущих мировых государств в плане организации интервенции в страны «третьего мира». Ведение агрессивных войн заметно затруднила и сама трансформация экономики: финансовые, логистические и иные издержки превратили военные конфликты в фактор, который скорее мешает развитию большинства отраслей экономики, чем поддерживает их развитие. Свою роль сыграла и популяризация знаменитой концепции «нет никаких денег государства, есть деньги налогоплательщиков»: граждане демократических стран все чаще стали задаваться о том, почему они должны оплачивать из своего кармана военные авантюры политического руководства.
Все это способствовало росту значимости в международной политике такого фактора, как «мягкая сила». Создатель этой концепции Джозеф Най определил «мягкую силу» как способность подвести другого к принятию желательных для тебя решений, используя собственную привлекательность, а не грубую силу в качестве инструмента принуждения. Согласно мнению Ная, «мягкая сила» включает в себя три основных компонента – культуру (как массовую, так и традиционную), политические ценности (или идеологию, без учета того, является ли она официальной) и моральный авторитет в качестве актора внешней политики (примером его проявления может служить наличие у государства репутации надежного посредника, защитника определенных ценностей, региональных или конфессиональных групп).
Важно подчеркнуть, что Джозеф Най не «изобретал» саму «мягкую силу»: он лишь систематизировал соответствующие знания на теоретическом уровне. Инструментами soft power великие державы пользовались еще задолго до появления американского политолога на свет. Даже если мы обратимся к истории ныне действующих организаций, занимающихся реализацией проектов в области распространения «мягкой силы», то легко убедимся в наличии у них глубоких корней. Общество «Альянс Франсез» было создано еще в 1883 г. у его истоков стояли Луи Пастер и Жюль Верн. Общество Данте Алигьери было основано чуть позже, в 1889 г.
Большинство ведущих центров продвижения «мягкой силы» осуществляют свою миссию преимущественно в сфере пропаганды национальной культуры и языка зарубежом. Последнее (чаще всего) дает возможность избежать прямых обвинений в развертывании «вражеской пропаганды». В этом плане им гораздо проще работать, чем, например, представителям СМИ (положение последних в качестве агентов «мягкой силы» наглядно иллюстрируют преследования RT и Sputnik в Европе и США). Однако не следует думать, что языковые и культурные центры не сталкиваются периодически с противодействием «принимающей стороны». Например, представителей китайского Института Конфуция неоднократно обвиняли в организации военного и промышленного шпионажа, а также дискриминации при найме преподавателей по религиозным и политическим основаниям. Из-за такого рода претензий были закрыты филиалы Института Конфуция в университетах Макмастера и Шербрука (Канада), Санге (Япония), Лиона (Франция), Хоэнхайма (Германия), Чикаго и штата Пенсильвания (США).
Каждый из ведущих центров «мягкой силы» так или иначе связан с государством, хотя формально и является общественной организацией. Общество Ханбан (управляющее Институтом Конфуция) было создан при Министерстве образования КНР. Председателем управляющего совета организации является Лю Яньдун, вице-премьер и член Политбюро ЦК Компартии Китая. Британский Совет был учрежден правительством Соединенного Королевства. В Англии и Уэльсе он зарегистрирован как благотворительная организация. Но это не мешает Совету обладать статусом исполнительного государственного органа. Львиная доля бюджета организации обеспечивается дотациями британского внешнеполитического ведомства. «Альянс Франсез» спонсируется правительством Франции. Институт Сервантеса был учрежден правительством Испании. Король и премьер-министр входят в его попечительский совет, а директор этого НКО назначается Советом министров. Немецкий Институт Гете был создан правительством ФРГ. Основную часть его бюджета формируют гранты, получаемые от МИД Германии. В каждом из 10 консультативных советов Института обязательно присутствует представитель федеральных властей.
Можно было бы предположить, что центры «мягкой силы» работают преимущественно со странами, в прошлом являвшимися их колониями, либо с очагами концентрации этнических диаспор. Однако в реальности стратегия их развития носит более сложный характер. Институт Конфуция концентрирует внимание на проникновении в Европу: здесь находятся 184 из 530 его филиалов. Британский Совет в последние годы ощутимо концентрирует свои усилия на работе в таких странах, как Египет, Ливия, Тунис, Южный Судан, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Йемен. Для «Альянс Франсез» приоритетной зоной являются Европа и Латинская Америка: здесь действуют 269 и 210 из 834 центров организации соответственно. В качестве 5 приоритетных зон работы Института Сервантеса определены Азия, страны Африки к югу от Сахары, США, Великобритания и португалоязычная Бразилия. Все это четко указывает на то, что ведущие мировые державы намерены не просто поддерживать объем своей «мягкой силы» в привычных зонах влияния, а еще и активно расширять свое присутствие в культурном пространстве наиболее перспективных с точки зрения политического и экономического сотрудничества регионов мира.
Остается надеяться, что с течением времени их опыт будет успешно освоен и российскими властями.
В соответствии с критерием числа охваченных стран рейтинг влияния 5 наиболее значимых центров «мягкой силы» выглядит следующим образом.
ТОП-5 мировых центров «мягкой силы»
№ | Название | Государство | Год основания | Число филиалов | Число охваченных стран |
1 | Институт Конфуция | Китай | 2004 г. | 530 | 142 |
2 | Альянс Франсез | Франция | 1883 г. | 834 | 132 |
3 | Британский Совет | Великобритания | 1934 г. | 240 (по данным за 2016 г.) | Более 100 |
4 | Институт Гете | Германия | 1951 г. | 159 | 98 |
5 | Институт Сервантеса | Испания | 1991 г. | 87 | 44 |