Ни для кого не секрет, что США активно вмешиваются во внутреннюю политику африканских государств. Причем зачастую Вашингтон воздействует на ситуацию в Африке не напрямую, а посредством различных некоммерческих организаций. Однако вопрос о том, какие именно страны «черного континента» являются приоритетными объектами влияния для США, чаще всего остается открытым вплоть до начала очередного госпереворота или «цветной революции».
Приоткрыть завесу тайны над этой проблемой позволяет то, что зачастую агенты влияния США не скрывают от общественности факт вмешательства во внутренние дела других государств. И даже публикуют соответствующую отчетность, пусть и в весьма усеченном виде.
Фонд National Endowment for Democracy (NED, организация, признанная в России нежелательной) является одной из крупнейших структур, обеспечивающих продвижение интересов США на глобальной арене. Формально Фонд занимается продвижением процесса демократизации во всем мире. Однако в реальности NED действует весьма избирательно (ни один из его проектов никогда не коснется союзника США – абсолютистской Саудовской Аравии) и в строгом соответствии с курсом властей Соединенных Штатов, которые являются его основными спонсорами.
Анализ активности NED в Африке не дает нам возможность выяснить стратегические планы США в отношении «черного континета». Однако изучение действий Фонда позволяет определить ключевые направления и формы воздействия на внутреннюю политику африканских стран.
В 2018 г. Фонд National Endowment for Democracy (NED) выделил почти $24,7 млн. на реализацию 277 проектов в Африке.
Средний размер гранта составил около $89 тыс. Впрочем, большая часть грантов (157 из 277) относятся к «легкой весовой категории» (от $25 тыс. до $50 тыс.).
Гранты подразделялись на региональные (либо общеафриканские) и страновые. Из числа 26 наиболее крупных грантов (в размере от $250 тыс. до $1 млн.) 11 относились к категории региональных или общеафриканских и 15 – к страновым. Общая стоимость реализации данных грантов — $11,7 млн. (47% от всего объема финансирования африканских проектов фонда).
Среди региональных и общеафриканских проектов больше всего средств было выделено на поддержку следующих программ:
- Мобилизация частного сектора на борьбу с коррупцией (Mobilizing the Private Sector to Combat Corruption), $782 тыс., проект направлен на поддержку структур гражданского общества, специализирующихся на борьбе с коррупцией, в особенности в информационном поле. Фактически речь идет об организациях, аналогичных российскому Фонду борьбы с коррупцией (ФБК), учрежденному оппозиционером Алексеем Навальным. Особенно активно работы по реализации грантовой программы велись в Кении, Судане, Руанде и Замбии;
- Повышение способности наемных работников участвовать в процессах содействия миру в восточноафриканском сообществе, Нигерии и Сомали (Increasing Workers Capacity to Participate in Peace Promotion Processes in the East Africa Community, Nigeria and Somalia), $782 тыс. Декларируемые цели программы – борьба за расширение прав профсоюзов и усиление роли последних в борьбе за «демократизацию» в странах, на территории которых расположены очаги вооруженных конфликтов. С учетом того, что суданские профсоюзы в настоящее время являются одной из главных движущих сил протестного движения в Судане, эти цели сложно оценить однозначно;
- Содействие государственно-частному партнерству в области борьбы с экстремизмом и укрепления безопасности в Сахеле (Promoting Public-Private Collaboration to Counter Violent Extremism and Promote Security in the Sahel), $668 тыс., проект нацелен на создание коалиции неправительственных организаций, специализирующихся на борьбе с экстремизмом и вопросах безопасности, включая аналитические центры. В данном случае необходимо пояснить: Сахель – географическая зона в Африке, охватывающая переходные территории между Сахарой и саванной. Ее протяженность достигает до 400 км, она простирается от Мавритании и Сенегала на западе, через Мали, Буркина-Фасо, Нигер и Чад до Судана на востоке;
- Поддержка гражданского общества в продвижении демократических реформ в районе Великих африканских озер (Supporting Civil Society to Advocate for Democratic Reform in the Great Lakes Region), $550 тыс. Официальной целью проекта является оказание поддержки НКО, продвигающих идею проведения политической и избирательной реформ в государствах региона Великих африканских озер;
- Создание сетей политических активистов, расширение прав и возможностей граждан и увеличение потенциала для укрепления демократического управления в Африке (Networking, Empowering and Building Capacities to Strengthen Democratic Governance in Africa), $500 тыс. Проект направлен на консолидацию региональных сетей молодежных организаций, организацию привлечения и обучения молодых политических лидеров.
Обращаясь к вопросу о финансировании страновых проектов, следует отметить концентрацию ресурсов NED на поддержке программ в 10 странах региона: Зимбабве, Кении, Нигере, Демократической республике Конго, Нигерии, Мали, Эфиопии, Судане, Кот-д’Ивуаре и Гамбии. Общие расходы на грантовую поддержку для этих 10 стран составили свыше $15,3 млн. или 62% от общего объема финансирования африканских проектов. В рамках поддержки их «демократизации» в 2018 г. было профинансировано 190 проектов (около 69% от их общего числа). С подробным перечнем «ключевых» стран региона с точки зрения реализации проектов NED можно ознакомиться ниже.
- Зимбабве – 25 грантов, $2,573,342.
- Кения – 14 грантов, $2,395,872.
- Нигер – 28 грантов, $2,282,175.
- Демократическая республика Конго – 35 грантов, $1,810,042.
- Нигерия — 23 гранта, $1,513,110.
- Мали – 25 грантов, $1,334,244.
- Эфиопия – 10 грантов, $1,077,198.
- Судан – 19 грантов, $1,060,026.
- Кот-д’Ивуар – 6 грантов, $961,470.
- Гамбия – 5 грантов, $317,156.
В целом можно заключить, что посредством реализации грантовых программ National Endowment for Democracy осуществляется переформатирование внутриполитического поля африканских государств. В структуру политических акторов встраиваются агенты влияния США, создаваемые за счет интенсивной работы с представителями местных элит и контрэлит. При этом сделан упор на контроль за ситуацией в конкретных странах и субрегионах, очевидно, представляющихся наиболее перспективными с точки зрения продвижения интересов США в средне- и долгосрочной перспективе.
Ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей Николай Пономарев