Фонд защиты национальных ценностей выступил с инициативой закрепить в российском законодательстве нормы, предусматривающие уголовную и административную ответственность за распространение в Интернете угроз, оскорблений и клеветы. Последнее подразумевает появление новых обязательств не только у рядовых пользователей, но и владельцев социальных сетей, выступающих в качестве организаторов распространения информации.
В частности, инициатива Фонда предполагает необходимость регистрации новых аккаунтов в соцсетях исключительно при условии предоставления документов, подтверждающих личность физического лица или позволяющие установить полное наименование и адрес юридического лица.
Чума кибербуллинга
В настоящее время кибербуллинг (систематическая травля пользователей в Интернете) является одной из наиболее насущных проблем Рунета.
Проведенное еще в 2012 г. компанией Microsoft исследование показало, что почти 50% опрошенных детей и подростков из России в возрасте от 8 до 17 лет становились объектами травли. Для сравнения, средний показатель для 25 стран, вовлеченных в исследование, составил 37%.
Как было установлено Всемирной организацией здравоохранения в 2013-2014 г., Россия занимает первое место среди прочих государств мира по степени распространенности кибербуллинга среди школьников: 8% одиннадцатилетних мальчиков и 11% их сверстниц на момент проведения опроса сталкивались с травлей в Интернете в последние несколько месяцев.
Согласно данным экспертов проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ за 2017 г., 39,9% школьников подвергались травле, более 70% – наблюдали ее со стороны. Более того, преследованиям такого рода в России подвергались свыше 70% представителей преподавательского состава. 42% педагогов стали жертвами кибербуллинга, около 28% получали через Интернет личные оскорбления, а 5,7% сталкивались с прямыми угрозами в свой адрес.
Проблема распространения угроз, клеветы и оскорблений в Интернете давно вышла за пределы частных отношений. Все чаще в роли жертв выступают политики и общественные деятели, а иногда – и целые государства, конфессии или народы.
Особо следует выделить то, что все чаще угрозы и оскорбления злоумышленники адресуют не только своим оппонентам, но и членам их семей. Для блогера Макса Стеклова (Владислава Синицы) призывы убивать детей сотрудников Росгвардии, записывая их расчленение на видео, закончились обвинительным приговором и реальным тюремным сроком. Однако этот эпизод не отображает общей ситуации.
Случаи полноценного наказания организаторов преследования в Интернете крайне редки. Лица, ответственные за распространение угроз в адрес 6-летнего сына фигуриста Евгения Плющенко и продюсера Яны Рудковской остаются по-прежнему безнаказанными. Равно как и пользователи, разместившие на странице Маргариты Симоньян в соцсети Instagram пожелание смерти ее ребенку.
Далеко не всегда правоохранители реагируют адекватно даже в случаях, когда речь идет об угрозах в адрес высокопоставленных политиков. В 2005 г. угрозы в адрес губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко стали поводом для возбуждения уголовного дела лишь в силу того, что общественность была шокирована убийством ученого-этнографа Николая Гиренко, жизни которого также угрожали в сети.
Зарубежный опыт
В большинстве государств Западной Европы и Северной Америки масштабы распространения кибербуллинга не столь высоки, как в России, но объясняется это отнюдь не гуманностью местных жителей. Еще относительно недавно ситуация в них мало отличалась от текущего положения в России. Однако местные власти начали активно внедрять в законодательство нормы, предусматривающие ужесточение ответственности за распространение угроз, оскорблений и клеветы в Интернете.
В 2014 г. в одной лишь Великобритании более 1,5 тыс. человек были осуждены за распространение в Интернете угроз и оскорблений. Каждый десятый из них в итоге был отправлен в места лишения свободы. При этом в 2005–2015 гг. число эпизодов судебного преследования «троллей» в Соединенном Королевстве увеличилось более чем в 8 раз.
В 2013–2015 гг. в Соединенных Штатах 7 пользователей были приговорены к тюремному заключению на срок от 6 месяцев до 1,5 лет за угрозы в президента Барака Обамы, размещенные в социальных сетях.
Пробелы в законодательстве
Действующее законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за угрозы жизни и здоровью человека и клевету и административную – за оскорбления. Однако в соответствующих нормах не прописан отдельный состав преступления или правонарушения, связанный с использованием Интернета в обозначенных целях.
В настоящее время любой пользователь может зарегистрировать в соцсети страницу, не используя при этом документ, удостоверяющий личность. Это, наряду с использованием специализированного программного обеспечения, гарантирует злоумышленникам достаточно высокую степень анонимности. Что в итоге способствует формированию у преступников уверенности в том, что их деяния останутся безнаказанными.
Правоохранители куда чаще реагируют на случаи угроз и клеветы в традиционных формах, игнорируя поведение пользователей в сети. Обнаружение пользователя, постаравшегося обеспечить свою анонимность, представляет собой достаточно сложную задачу. Поток оскорблений и угроз, ежедневно публикуемых в Интернете, также поражает своим объемом. Наконец, для российского общества в целом характерно достаточно легкомысленное отношение к угрозам в Интернете, несмотря на многочисленные случаи перехода «киберсталкеров» от слов к реальным действиям.
Ситуацию усугубляет отсутствие в законодательстве однозначно интерпретируемой нормы, возлагающей на владельцев соцсетей ответственности за недопущение мер, призванных обеспечить безопасность пользователей от угроз, клеветы и оскорблений.
Пути к решению проблемы
Фонд защиты национальных ценностей настаивает на необходимости скорейшего устранения данных пробелов в законодательстве. Последнее потребует внесения в него ряда поправок.
Во-первых, в УК РФ необходимо внести следующие изменения:
1) Статью 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказывается принудительными работами на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового»;
2) Статью 128.1. (клевета) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6.2. Клевета, содержащаяся в сети «Интернет», наказывается штрафом в размере до шести миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до пятисот часов».
Во-вторых, включить в КоАП РФ ряд новых положений:
1) Главу 13 дополнить статьей 13.43. следующего содержания:
«13.43. Регистрация в социальной сети физического или юридического лица, не предоставившего свои данные.
1. Регистрация в социальной сети физического или юридического лица, не предоставившего свои данные, предоставляемые владельцу социальной сети в соответствии с федеральным законом для регистрации в социальной сети, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двух миллионов рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов рублей до трех миллионов рублей».
2) Статью 5.61 (оскорбление) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Оскорбление, содержащееся в сети «Интернет, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей».
3) Статью 5.61. дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Непринятие мер к недопущению оскорбления в сети «Интернет» —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».
В-третьих, ряд новых положений необходимо внести в федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
1) Статью 2 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21) российская социальная сеть — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащий российскому юридическому лицу или гражданину, предназначенный для распространения, передачи в сети «Интернет» пользователями социальной сети информации, голосовой информации, письменных текстов, изображений, звукозаписей, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений и для удаленного взаимодействия, иного обмена информацией между пользователями».
2) Включить в закон статью 15.10. следующего содержания:
«15.10. Обязанность владельца социальной сети истребования документов от новых пользователей при их регистрации в социальной сети.
1. При регистрации нового пользователя — физического лица владелец социальной сети обязан затребовать у физического лица, осуществляющего регистрацию, в электронной форме документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина) позволяющий установить фамилию, имя, отчество (при наличии) и возраст указанного физического лица. Персональные данные, помимо перечисленных в настоящей статье, предоставляются физическим лицом владельцу на добровольной основе.
2. При регистрации нового пользователя — юридического лица владелец социальной сети обязан затребовать у юридического лица, осуществляющего регистрацию, в электронной форме регистрационные документы, подтверждающие регистрацию в качестве юридического лица (в том числе документы, подтверждающие регистрацию в качестве юридического лица иностранной организации) позволяющие установить полное наименование и адрес указанного юридического лица».
3) Дополнить закон статьей 15.11. следующего содержания:
«15.11. Обязанность владельца социальной сети осуществления проверки документов новых пользователей при их регистрации в социальной сети.
1. Владелец социальной сети обязан осуществлять проверку персональных данных регистрируемого в социальной сети физического лица на предмет их соответствия документу, удостоверяющему личность такого физического лица (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), предоставленному владельцу социальной сети в соответствии с требованиями части 1 статьи 15.10. настоящего Федерального закона;
2. Владелец социальной сети обязан осуществлять проверку данных регистрируемого в социальной сети юридического лица на предмет их соответствия документу, удостоверяющему регистрацию в качестве юридического лица, предоставленному владельцу социальной сети в соответствии с требованиями части 2 статьи 15.10. настоящего Федерального закона».
Все данные предложения были направлены Фондом защиты национальных ценностей в Федеральное Собрание Российской Федерации.