За последние годы россияне привыкли к тому, что, упоминая террористическую группировку «Исламское государство», журналисты делают ремарку «запрещена в РФ». Однако юристы Фонда защиты национальных ценностей выяснили, что, в силу наличия пробела в федеральном законе «О средствах массовой информации», в реальности такого рода замечания в отношении ИГ не являются обязательными.
Это фактически сводит к минимуму эффективность положений закона о СМИ, призванных препятствовать распространению пропаганды терроризма в масс-медиа. Оказывается, журналист может спокойно упоминать «Исламское государство», не акцентируя внимание на том, что это запрещенная в России террористическая организация. В силу несовершенства закона, Роскомнадзор не сможет вынести предупреждение и наказать редакцию СМИ.
Пробел в законодательстве был обнаружен благодаря жалобе жителя Тюмени Максима Лунегова, поступившей в Роскомнадзор еще в 2016 году. Гражданин сообщил работникам РКН, что сотрудники издания «Вести.ру» разместили у себя на сайте материал об «Исламском государстве», но не упомянули о том, что организация признана террористической и запрещена в РФ. На это последовал ответ, что у ведомства нет формального повода применить к изданию какие-либо санкции. Как выяснилось, с точки зрения буквы закона соответствующим примечанием должно сопровождаться только упоминание экстремистских организаций, а «Исламского государства» нет в соответствующем списке Минюста.
Этот парадокс объясняется достаточно просто.
Еще в декабре 2014 года Верховный Суд РФ признал ИГ террористической организацией, а в феврале 2015 г. его решение вступило в силу. На основании этого ИГ включено в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством России террористическими. Однако в перечне экстремистских организаций ИГ ожидаемо отсутствует: данный список включает в себя только некоммерческие организации. Боевики ИГ по понятным причинам никогда не оформляли свои структуры, действующие на территории РФ, в качестве НКО «Исламское государство».
Вполне очевидно, что фактически ИГ является экстремистской организацией. Ее представители предпринимают действия с целью насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности РФ. Они используют в качестве основного инструмента политической борьбы террористическую деятельность. Главным ресурсом распространения влияния ИГ является возбуждение розни, идеологи группировки занимаются пропагандой религиозной исключительности. Деятельность ИГ неразрывно связана с нарушением прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от религиозной принадлежности или отношения к религии.
Однако буква закона о СМИ предусматривает иной подход: экстремистской и нуждающейся в соответствующей маркировке признается только организация, внесенная в реестр Минюста.
В связи с этим в практике Роскомнадзора не было ни одного случая, когда издание предупреждали бы из-за неправильного упоминания ИГ. Характерно, что эта группировка является единственной террористической организацией, которую российские СМИ хотя бы эпизодически сопровождают особым примечанием. Про «Аль-Каиду», «Талибан» и другие группировки журналисты пишут без специальных ремарок, и никто их за это не преследует.
Чтобы восполнить существующий пробел в законодательстве, руководство Фонда защиты национальных ценностей считает необходимым внести поправки в статью 4 федерального Закона «О СМИ», а именно указать, что без соответствующей сноски не могут упоминаться структуры не только из перечня экстремистских организаций, но и из единого списка террористических объединений.
В обновленном виде часть 2-я статьи 4 закона «О средствах массовой информации» должна быть изложена в следующей редакции: «Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), а также предусмотренным Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Федеральный закон «О противодействии терроризму») без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена».