Фонд защиты национальных ценностей полностью поддерживает предложения Президента РФ В.В. Путина о внесении необходимых поправок в Конституцию России, озвученных им в ходе оглашения последнего Послания Федеральному Собранию. Поправки, предложенные главой государства, вполне своевременны и в полной мере отвечают духу нашего времени и интересам граждан России.
В то же время руководство Фонда считает необходимым внести дополнительные предложения по поправкам в Конституцию РФ, затрагивающие вопрос о защите интересов россиян, оказавшихся за рубежом.
Необходимость данного шага обуславливается двумя обстоятельствами. С одной стороны, мы наблюдаем, что неприемлемая практика «охоты» за российскими гражданами по всему миру продолжает использоваться недружественными иностранными государствами. С другой стороны, эффективность действий российских должностных лиц в отношении защиты интересов их сограждан за рубежом по-прежнему остается печально низкой.
Статья 61 Конституции РФ напрямую затрагивает обозначенную проблему. Однако она относится ко второй главе основного закона, в силу чего ее изменение потребовало бы созыва Конституционного Собрания. По этой причине Фонд настаивает на необходимости включения поправок в 71-ю статью Конституции РФ, включающую в себя перечень вопросов компетенции федеральных органов власти.
Пункт «в» статьи 71 основного предлагается изложить в следующей редакции:
«в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств, применение силы для защиты жизни своих граждан за рубежом в тех ситуациях, в случае если страна пребывания не может или не желает предоставить им ту защиту, на которую они имеют право».
Пункт «к» упомянутой статьи Конституции РФ при этом должен принять следующий вид:
«к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира, защита прав и интересов граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации».
Выступая с данной инициативой, Фонд рассчитывает положить начало широкой общественной дискуссии вокруг темы защиты прав россиян за рубежом. Ранее членам рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ уже было предложено обсудить соответствующие проекты. Однако некоторые из них выступили против, мотивируя свою позицию опасениями относительно возможного роста напряженности во взаимоотношениях с конкретными государствами.
Однако эта позиция построена на игнорировании двух обстоятельств: широкомасштабной практики нарушения прав россиян за рубежом и наличием в действующем законодательстве обязательств со стороны государства обеспечить своим гражданам личную безопасность даже в период пребывания за его пределами.
В настоящее время Россия является одним из мировых лидеров по количеству граждан, арестованных за рубежом. По разным данным, за пределами РФ находятся под следствием или уже отбывают наказание несколько десятков тысяч россиян. К сожалению, не всеми нашими соотечественниками мы можем гордиться. Однако зачастую судебные решения вызывают сомнения, а в некоторых случаях действия зарубежных властей имеют четко выраженную политическую подоплеку.
Так, в последнее время граждане России все больше подвергаются политическим преследованиям именно в государствах Североатлантического альянса – США, Испании, Нидерландах, Норвегии, Чехии, Латвии, Литве, Болгарии и пр.
В качестве примера можно привести недавнее задержание в Испании по запросу США гражданки России Олеси Красиловой. Ее схватили прямо в аэропорту Тенерифе, когда она должна была лететь домой. В Испании она была в командировке – Олеся работает переводчицей во Всероссийском центре карантина растений. Как выяснилось, ее задержали по запросу США. В случае экстрадиции в США россиянке может грозить пожизненное заключение. При этом обвинения в ее адрес носят откровенно абсурдный характер. По версии властей США, Красилова якобы причастна к передаче биометрических данных третьим лицам. Необходимо пояснить, что Олеся работала в международном отделе посольства США в Москве. В силу своих должностных обязанностей она снимала отпечатки пальцев у обратившихся в посольство граждан РФ. Корректность выполнения данной процедуры, равно как и процесс хранения собранных данных, напрямую контролировали американские дипломаты. Кому могли потребоваться отпечатки пальцев отправляющихся в США россиян, и каким образом Олеся Красилова могла обойти строгий протокол безопасности, власти США так и не пояснили.
Важно отметить, что в данном случае россияне не в первый раз сталкиваются с абсурдными обвинениями со стороны властей Соединенных Штатов. Разработчика компьютерных игр Олега Тищенко экстрадировали в США на основании того, что он купил открыто размещенные на eBay инструкций по эксплуатации американского истребителя F-16, потребовавшиеся ему для создания компьютерного симулятора. Владелец охотничьего магазина Дмитрий Устинов был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения только за то, что приобрел у коллег в Америке прибор ночного видения, широко используемый охотниками в США.
Практика показывает, что должным уровнем защиты перед произволом властей иностранных государств не обладают даже представители МИД РФ. Достаточно вспомнить про обыски, прошедшие в российских дипломатических и торговых представительствах в Вашингтоне, Сан-Франциско и других городах США в сентябре 2017. О том, что в здании будут проходить обыски, российскую сторону уведомили буквально за несколько часов до их начала, причем к моменту появления американцев российские дипломаты должны были уже освободить помещения.
По факту эти действия можно назвать преступлением против российских граждан. Дипломатические представительства экстерриториальны. Проникновение внутрь их границ без согласия дипломатов нарушает как положения законодательства РФ и США, так и нормы международного права. И, что особенно тревожно, в данном случае правонарушителями явились официальные государственные инстанции США.
Важно отметить, что практика «экстрадиции» россиян зачастую носит откровенно противоправную форму. Так, в июле 2014 г. американскими спецслужбами был напрямую, без участия местных властей, захвачен россиянин Роман Селезнев, пребывавший на тот момент на территории Мальдив. Российского гражданина фактически похитили, после чего вывезли на остров Гуам (территория США) и «депортировали» в Сиэтл.
Не менее вопиющие случаи нарушения прав россиян властями США фиксировались в деле Марии Бутиной. Во время содержания под стражей россиянку фактически лишили сна в ночное время суток, ей было отказано в совершении прогулок на свежем воздухе. После каждой встречи с посетителями Бутину подвергали процедуре проверки с полным раздеванием. Во время этапирования в тюрьму в штате Вирджиния на россиянку надели кандалы.
Нельзя забыть и об уголовном преследовании Богданы Осиповой – гражданки РФ, приговоренной в США к 7 годам тюрьмы за вывоз собственных детей с территории Америки.
При этом нормы действующего законодательства возлагают на власти РФ обязательства по защите прав россиян, оказавшихся за рубежом.
Так, Уголовный кодекс РФ разрешает привлекать к ответственности иностранцев, совершивших за рубежом преступления против россиян. В части 3 статьи 12 УК РФ указано, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, если такие граждане не были осуждены в иностранном государстве. Однако стоит признать, что данная часть статьи фактически не работает.
Согласно части 2 статьи 27 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право свободно выезжать за пределы России, а также беспрепятственно возвращаться обратно. Находясь за рубежом, россияне защищены государством: в части 2 статьи 61 Конституции РФ указывается, что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами, если против них совершены противоправные действия.
Более того, согласно статье 7 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» граждане России пользуются защитой и покровительством государства за его пределами, а официальные власти обязаны защищать их права и интересы и при необходимости принимать меры для восстановления их нарушенных прав.
Фонд защиты национальных ценностей настаивает на том, что данный принцип должен быть зафиксирован не только в федеральном законе, но и в Конституции, поскольку обязанность защиты государством прав и интересов россиян за рубежом должна стать символом заботы властей о каждом гражданине РФ, попавшем в беду.
Граждане России, которые находятся вне ее территории, особенно те, кто оказался там по причине сложных, неоднозначных событий, имеют право на помощь и понимание со стороны властей страны, с которой их связывает исторические, этнические, культурные и духовные корни.
Граждане РФ, пребывая за рубежом, имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией как России, так и иностранного государства. Лица, выехавшие за границу, продолжают оставаться гражданами России и находятся под защитой и патронажем Российской Федерации.
В связи с этими обстоятельствами вопрос правового решения проблем российских граждан за рубежом остается крайне актуальным и значимым. Кроме того, в связи с воссоединением Крыма с Россией и введенными в ответ на это санкциями ряда западных государств, взаимоотношения РФ со многими из мировых держав развиваются неоднозначно. И это не может не отразиться на положении граждан России, находящихся вне территории РФ. Вполне очевидно, что политические элиты многих зарубежных государств желают отомстить России за ее независимую политику путем незаконных арестов россиян, пребывающих на их территории.
В связи с этим первостепенной задачей российских властей является обеспечение незамедлительной реакции сотрудников посольств и консульств РФ при возникновении проблем и конфликтов и оперативное предоставление правовой и материальной помощи гражданам РФ.
Нужно подчеркнуть, что для реализации данной меры необходимо четкое закрепление в Конституции положения о том, что в ведении Российской Федерации находятся защита прав и интересов граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что в международных отношениях сложилась практика применения государствами вооруженной силы для защиты своих граждан за рубежом.
В последние годы интерес к данной проблеме приобрел особую остроту, поскольку система механизмов обеспечения международной безопасности претерпела серьезную трансформацию.
По мере развития международных отношений в последние годы теория о защите государством своих граждан, находящихся за рубежом, находила все больше сторонников среди юристов, подкреплялась практикой и, наконец, сформировалась как правовая доктрина. Согласно этой доктрине государство в случае неправомерного обращения с его гражданами, проживающими на территории другой страны (например, в случае ареста без законных оснований или посягательства на жизнь), вправе прибегнуть к международно-правовым средствам, в т. ч. к применению силы, в целях защиты своих граждан и восстановления их нарушенных прав.
Поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, то вряд ли могут возникнуть сомнения по поводу того, что вред, нанесенный отдельным российским гражданам, одновременно наносит ущерб для государства, основной функцией которого является защита своих граждан. Неслучайно эта статья Конституции РФ объявляет признание, соблюдение и защиту прав человека обязанностью государства. Российское государство, таким образом, имеет правовые основания для использования всего арсенала средств, вплоть до применения вооруженной силы, для защиты своих граждан, находящихся в опасности. При этом Конституция РФ не ограничивает территории, на которых эта защита должна быть осуществлена.
Более того, Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» прямо провозглашает в числе основных задач Вооруженных Сил государства в мирное время защиту граждан РФ за пределами России от вооруженного нападения на них.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определяет задачи использования подразделений Вооруженных Сил РФ за пределами территории России в целях защиты интересов государства и его граждан. В частности, он обосновывает их привлечение для решения таких задач, как:
— отражение вооруженного нападения на российские войска, дислоцированные за пределами территории государства;
— отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
— защита граждан Российской Федерации за пределами территории страны от вооруженного нападения на них.
Безусловно, защита собственных граждан, в том числе с использованием при необходимости военной силы, за пределами территории страны, является неотъемлемым правом и обязанностью современного государства.
Поэтому мы считаем необходимым, внести поправку в Конституцию о том, что в ведении Российской Федерации находится применение силы для защиты жизни своих граждан за рубежом в тех ситуациях, в случае если страна пребывания не может или не желает предоставить им ту защиту, на которую они имеют право.